Председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский - о новых вызовах в профессии

Есть идея!

Наше время каждый день ставит перед дизайнерами непростые задачи. Председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский уверен, что решить их можно, но только сообща и в диалоге. Он руководит этой организацией уже четверть века. Многое за это время изменилось, появились новые течения и направления, возникали новые имена. Но одно осталось для настоящего дизайнера неизменным — необходимость качественного художественного образования, широкий кругозор и требовательное отношение к своим идеям.



— Дизайнеры думают о том, как сделать город не таким однообразным, как в него внести яркие и неожиданные акценты, уйти от пафосности и официозности. Сегодня любимыми местами минчан и туристов стали уютные кафе и арт-пространства, креативные кластеры на улицах Октябрьской, Зыбицкой и Куйбышева. Есть решения, претендующие на мировой уровень и получающие достаточно высокую оценку. Например, белорусский стартап Teslasuit стал победителем престижной международной премии по промышленному дизайну Red Dot Award: Product Design 2019 в высшей номинации «Лучший из лучших» за костюмы для виртуальной реальности. Многие из наших выпускников уезжают за границу и реализуются профессионально, работая на транснациональные корпорации.

Сегодня Белорусский союз дизайнеров готов взять на себя функцию экспертного сообщества. Одна из ближайших наших задач — проведение конкурса «Дизайн года». Для того, чтобы мы могли отделить зерна от плевел, показать то уникальное, что у нас создается в рамках нашей профессии.

— Научились ли наши дизайнеры себя продвигать?

— Инструментов для этого сегодня огромное количество. Можно пытаться продать свои идеи на внедренческие предприятия, для которых инновационность — важный фактор развития бизнеса. Можно действовать через краудфандинговые платформы, стартапы и бизнес-ангелов, путем нахождения прямых инвесторов, в конце концов, организовать собственное производство на свой страх и риск. Однако осилить все это, взять на себя финансовую ответственность способен не каждый дизайнер. И этим как раз могли бы заниматься посредники. В мире для этого существуют институты, заинтересованные продавать авторские инновационные разработки. Такие институты существуют на государственном уровне во Франции и Нидерландах, есть система конкурсов, грантов для реализации подобных идей. В Швеции очень сильно взаимосвязаны дизайн и изобретательство. Там еще в дошкольном возрасте детей учат креативить, изобретать, создавать новые формы.


— Можно сказать, что белорусскому дизайну не хватает маркетологов?

— Их, наверное, достаточно. Маркетологи сегодня диктуют дизайнерам, что делать, но не всегда оказываются в этом правы. Если они видят, что хорошо продается телевизор какой-то марки, они ставят задачу сделать точно такой, но так, чтобы мы не нарушили ничьих авторских прав. По сути дела — скомпилировать, но не нести за это ответственность. Рождение новой вещи и ее продвижение — задача проектного уровня для широкого круга специалистов: маркетологов, дизайнеров, рекламистов, производственников.

— Вы как-то говорили, что девайсы сегодня минимизируются, поле деятельности дизайна тоже уменьшится?

— Если технологии минимизируются и переходят на нано-уровень, наверное, и там есть сфера приложения навыков для творческого человека. Профессия дизайнера в узком смысле останется в будущем, но главенствующей фигурой станет некий криейтор, демиург, создатель. Такие универсальные гении уже были в истории человечества. Например, Леонардо да Винчи.

Еще 5—6 лет назад мы не могли предположить, как динамично будут развиваться технологии. Девайсы, которые считались верхом научной мысли, сегодня уже не используются. Например, дискеты, видеокассеты, магнитооптические диски, громоздкие кинескопы.

И дизайнеры должны прогнозировать такие процессы, остро реагировать на все изменения и запросы общества, быть на острие задач.

На те четыре года, что я буду руководить союзом, у меня есть свои планы и темы, согласованные на съезде. Необходимо учредить премию в области дизайна. Мы должны вычленить истинно важные явления и события в нашей сфере, ранжировать их по значимости и таким образом подготовить общественное сознание для правильного восприятия достижений профессионального дизайна, поднятия его авторитета.

У нас есть коллекция белорусского плаката. Плакат — универсальное средство коммуникации, использующее изобразительный и вербальный язык. Без преувеличения можно сказать, что белорусский плакат — явление мирового уровня, лучшие его образцы хранятся в известных музейных коллекциях по всему свету — в Европе, Америке, Японии, даже в Лувре, благодаря их участию и победам в престижных международных конкурсах и выставках. Отрадно, что эту традицию продолжают и сегодня студенты творческих вузов. Я считаю, что в Беларуси должен быть создан музей плаката.

Также есть идея создать большой музей советской эпохи, потому что наш город, где наиболее цельно сохранилась архитектура 1940—1950-х годов, может выстраивать свою идентичность и на этой теме, став точкой притяжения для туристов со всего мира.

Есть наши текущие проекты, такие как арт-проект «Постулат». Это выставка-биеннале стульев, где стул — и арт-объект, и предмет дизайна, и художественный образ в других видах искусства. Последнюю выставку в ТРЦ Galleria Minsk за две недели посмотрели 10 тысяч зрителей, некоторые работы были куплены в музеи.

Во многих алфавитах уникальные буквы. Есть идея показать их в виде объектов и инсталляций, которые будут реализованы самыми разными средствами через материал, звук, состояние, образ. Идеальное место для них — парк возле Национальной библиотеки. Идея уникальна своей масштабностью и предметом воплощения, в мире аналогов такого парка нет. Подобный пленэр преследует важную гуманитарную цель — подчеркнуть одновременно и разнообразие, и единство языковой культуры народов мира. Под рабочим названием «Анти-Вавилонская башня» носители языка создадут здесь художественные образы этих букв.

— Как сейчас обстоят дела с арендой мастерских?

— Проблема решена не до конца. Кодекс о культуре позволяет заниматься дизайнерам, как и другим творческим работникам, творческой деятельностью в арендуемых творческих мастерских и получать от нее доход. Способы получения этого дохода законодательством не ограничиваются. Поэтому дизайнер вправе сам выбрать организационно-правовую форму осуществления творческой деятельности — как свободный художник, ремесленник, ИП либо по договорам подряда и так далее.

Сейчас важно законодательно определить статус творческой мастерской, мы будем готовить вместе с Союзом художников положение, в котором хотим прописать все ключевые моменты использования такого помещения, чтобы они не толковались работниками ЖРЭО как им заблагорассудится. Я не понимаю, почему дизайнер не может себя рекламировать? Почему не может делать дни открытых дверей в своей мастерской? Творческая мастерская — маленький музей, арт-пространство, где можно окунуться в уникальную атмосферу творчества, ознакомиться с работами художника, наконец, купить их.

КСТАТИ

По поручению заместителя Премьер-министра Беларуси Игоря Петришенко в этом году Министерство культуры усовершенствует и актуализирует Кодекс о культуре. Это вызвано необходимостью разрешить ситуацию, в которой недавно оказались художники, архитекторы и дизайнеры, работающие в мастерских, предоставленных им государством на льготных условиях.

«Есть понятие творческой деятельности, прописанное в нынешнем Кодексе о культуре, но нет определения творческой мастерской, — пояснил поручение Игоря Петришенко министр культуры Юрий Бондарь на прошедшей недавно итоговой коллегии ведомства. — Такое упущение создало определенную проблему: наши правоохранительные органы буквально понимают законодательство и, если статус творческой мастерской не определен, нет критериев ее определения, это, естественно, вызывает вопросы». Министр пообещал поддержку художникам и дизайнерам в этом вопросе.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter