Источник: Знамя юности
Знамя юности

«На рабочем месте есть нельзя». Специалист по охране труда – об обедах в офисе и на производстве

Есть где поесть: семь наивных вопросов об обедах на работе

С началом обеденного перерыва в офисах и на предприятиях начинается броуновское движение. И пока одни торопливо застегивают пальто, чтобы успеть сбегать в столовую, другие разогревают макароны с котлетой в общей микроволновке, чтобы съесть их прямо за компьютером. Можно ли обедать на рабочем месте? Обязан ли наниматель поставить в офисе холодильник? А кофемашину? На семь наивных вопросов об обедах на работе ответила начальник отдела охраны труда комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Наталья Нестерович.


1 Можно ли отказаться от обеденного перерыва?

– В соответствии с Трудовым кодексом обеденный перерыв должен быть у каждого работника, поэтому отказаться от него нельзя. Но его продолжительность может варьироваться – от 20 минут до двух часов. Первый вариант встречается достаточно часто – особенно на сложных производствах, где нет возможности останавливать оборудование. Там сотрудники обычно по согласованию с нанимателем ходят на обед по очереди: 20 минут отдыхает один, затем – другой. А вот двухчасовой перерыв, скорее, редкость. Хотя, на мой взгляд, это отличный вариант для мамы школьников: за это время можно съездить домой, чтобы покормить детей, помочь им собраться на кружки. Все нюансы: в какое время начинается обед, сколько он будет длиться – устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и нанимателем. 

2 Если работаешь на полставки, то и обед должен быть вдвое короче?

– Неважно, работает сотрудник восемь часов, четыре или шесть с половиной. По Трудовому кодексу обед положен всем и его продолжительность никак не связана с количеством отработанных часов.

3 Сосед по кабинету привык есть на рабочем месте. А когда намекаешь, что тебе мешают сильные запахи и скрежет вилки по тарелке, говорит, что это его законное право.

– В этой ситуации сосед неправ. Есть на рабочем месте запрещено, причем неважно, о чем идет речь – о промышленном предприятии, строительном объекте или офисе. Это противоречит правилам охраны труда и санитарно-гигиеническим нормам. Обедать можно только в специально отведенных помещениях, но никак не за компьютером. Даже с точки зрения гигиены клавиатура и мышка – самые грязные части компьютера.

4 Обязан ли работодатель оборудовать комнату для приема пищи? 

Наталья Нестерович.
Фото Александра КУШНЕРА
– Да, если у сотрудников нет доступа к объектам общественного питания. Такая комната должна иметь площадь не меньше 12 «квадратов» и быть оборудована умывальником, холодильником, мебелью и нагревательными устройствами – чайником, микроволновкой. Если количество работников на одной смене не больше десяти, то разрешается совмещать место приема пищи с гардеробной. 
А вообще, тенденции последних лет радуют: работодатели все чаще оснащают такие помещения сверх обязательной программы. И хорошая кофемашина или система очистки воды на небольшом предприятии уже не кажутся диковинкой. Потому что все наконец поняли: чем комфортнее условия труда, тем лучше результат работы. Это касается и государственных предприятий. Хороший пример – «Минсктранс». Сейчас во всех парках: автобусных, троллейбусных, трамвайных – для работников созданы достойные бытовые условия. И комнаты приема пищи, и гардеробные. 

Проблемы обычно возникают с арендными площадями. Руководители предприятий, которые сдают пустующие помещения, не хотят вкладываться в ремонт комнат для приема пищи, туалетов, коридоров – и те часто имеют неприглядный вид. Арендодатели тоже не спешат тратить на это силы и деньги: а вдруг завтра им не продлят договор? Единственный выход – компромисс, например, арендодатель может обязать съемщика сделать ремонт в счет будущей оплаты. 

5 Сейчас холодно, многие работники бегают пить чай, чтобы согреться. Может ли работодатель вычесть это время из обеденного?

– Трудовым кодексом предусмотрены дополнительные специальные перерывы – в том числе и на обогрев. Правда, это касается в первую очередь тех, кто работает на открытом воздухе или в необогреваемых помещениях в холодный период года. Такие перерывы включаются в рабочее время и никак не влияют на продолжительность обеда. Как часто и как долго можно обогреваться – все это определяется правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и дополнительными локальными актами нанимателя: приказами, распоряжениями. 

6 Можно ли есть ссобойку, не снимая спецодежду?


– Можно, если, конечно, вам приятно есть суп в рабочем комбинезоне. Это противоречит правилам личной гигиены, но нарушением не считается. Также важно отличать специальную одежду от санитарной: если первая призвана защищать работника, то вторая – предмет его труда (например, поварской колпак предупреждает попадание волос в еду). К санитарной одежде требования строже: ее обязательно нужно снимать, когда выходишь в туалет и покидаешь пределы рабочей зоны. 

7 Накажут ли нанимателя, который не предоставил работникам нормальных условий для обеда?

– Вначале ему дадут шанс исправиться. Я вхожу в состав рабочей мобильной группы по вопросам охраны труда при Мингорисполкоме: мы часто выезжаем на предприятия и нередко находим нарушения. Но наша задача не наказать, а оперативно устранить имеющиеся нарушения требований охраны труда и упредить возможные несчастные случаи на производстве. А вот если нарушение так и не устранили, мы имеем право прийти повторно и обратиться в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и соцзащиты с просьбой провести внеплановую проверку. И уже по ее результатам будут приняты меры. 

krupenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter