Есть что предложить

Белорусские предприятия легпрома намерены побороться за своего потребителя...

Белорусские предприятия легпрома намерены побороться за своего потребителя.

Беседу с заместителем председателя концерна «Беллегпром» Людмилой Тягловой (на снимке) начинаем с обсуждения простых житейских проблем: говорим о том, как непросто современной женщине при таком активном ритме жизни уделять достаточно внимания своему внешнему виду, оставаться привлекательной, хорошо и модно одеваться. Да еще заботиться о гардеробе своего мужчины и детей. В каких магазинах можно быстро и с удовольствием приобрести обновки? Чем собираются удивлять нас белорусские производители? Готовы ли они на равных конкурировать с зарубежными представителями индустрии моды?

— Людмила Владимировна, безусловно, не каждой женщине присуще развитое чувство вкуса, но согласны ли вы, что наши соотечественницы в этом смысле выгодно отличаются от европейских или, скажем, российских дам?

— Действительно, не у каждой женщины есть вкус, ведь нас с самого детства еще на уроках труда учили, как печь пироги или вышивать, но как хорошо выглядеть — нет. Иногда женщина покупает платье, которое ей на ком-то понравилось, и совсем не понимает, что ей оно не идет. И все-таки белоруски в этом смысле производят приятное впечатление. Простой пример: сейчас к нам поступило обращение с российского телевидения с предложением снять небольшой фильм социальной направленности о женщинах за 40—50 лет, которые строят карьеру, растят детей, часто без мужской поддержки, сами содержат дом, а времени на себя не остается. И им так трудно подобрать себе гардероб — как деловую, так и повседневную одежду. По мнению российских телевизионщиков, в нашей стране производители стараются учесть интересы этой аудитории. По их мнению, наши женщины одеты намного лучше, если сравнивать не звезд, конечно, а обычных, простых тружениц, которым надо у станка отстоять, потом детей из сада или школы забрать, семью накормить… Да, у наших белорусских женщин, действительно, есть возможность приобрести недорогие, качественные и натуральные вещи.

— И все-таки, как облегчить покупателям процесс поиска одежды? Когда мы придем к тому, как это происходит в Европе: в магазинах уже подобраны готовые комплекты, например: костюм, блузка, шарфик?

— А мы к этому и идем. Помните, когда-то любое предприятие своей основной функцией считало выпуск товара, потом стал популярен лозунг: «Главное не произвести, а продать». Я бы сказала, что не просто продать, а сделать это красиво: предложить коллекционно одежду, обувь и аксессуары. Поэтому первая задача для нас — создавать фирменные и ведомственные магазины. Их сейчас у предприятий концерна свыше 480. В них рядом с обувью продаются сумки, ремни, другая кожгалантерея, колготки, чулки, шарфики и косынки. Недавно мы открыли в Минске два обувных магазина, «Отико» и «Сивельга», в новом микрорайоне, где все оформлено в европейском стиле: мягкие диванчики, обувь расставлена свободно, на стекле, рядом кожгалантерейные товары. Сейчас и фирменный магазин «Витебский мех» оформляем как бутик, где вместе с шубами, меховыми головными уборами, кожаной одеждой будут предлагаться самые изысканные и дорогие модели обуви, сумок, перчаток. Не скажу, что такой подход применяется широко, но мы к этому идем.

— В каких магазинах можно найти широкий ассортимент того, что предлагают предприятия концерна?

— Вся продукция представлена в торговых домах «Легпром», но площадей, действительно, не хватает. Всего три таких объекта для Минска — это мало. Сами понимаете, чтобы открывать новые магазины, нужны деньги, и большие. А дорогая столица нам дорога в прямом и переносном смысле. Например, в «Детском мире», который напротив универмага «Беларусь», сделали фирменную секцию для будущих мам, а разместить все созданные коллекции не можем. И страдает от нехватки торговых площадей в первую очередь потребитель. Вы же знаете, в европейский магазин зайдешь — он небольшой, но ведь и товара там немного. А сколько таких магазинов нужно, чтобы представить весь ассортимент?! Мы на один квадратный метр пытаемся втиснуть столько одежды, что не подойти и не посмотреть. Иногда слышу критику, что чего-то у нас нет. Так все же есть, просто люди этого не видят! Но мы продолжим открывать магазины, пусть это будут небольшие площадки, в новых микрорайонах, регионах, но их должно быть много.

— А какие требования к одежде и обуви предъявляет сегодня потребитель?

— Под влиянием финансового кризиса люди стали покупать меньше. И сегодня компании индустрии моды соперничают за деньги потребителя не только между собой, но и с такими отраслями, как ресторанный бизнес, туризм и другие. Одежда и обувь класса люкс меньше всего пострадали, а в большей степени это коснулось среднеценового сегмента. Интересно, что в век потребления люди стали отдавать предпочтение более долговечной одежде и обуви. В свете этих требований даже крупные международные бренды выпускают простые и универсальные коллекции. Цветовая гамма — черная, белая, серая, бежевая. Много трикотажа, одна и та же вещь растягивается так, чтобы носить ее в нескольких размерах, — тем самым идет охват наибольшего круга покупателей. Востребована одежда из натуральных тканей: шерсти, шелка, хлопка. Получается, что ткани используются подороже, но стоимость готового изделия снижается за счет простоты коллекций. И больше покупаются единичные изделия, а не костюмы, чтобы комбинировать их со старыми вещами. Если говорить о Беларуси, то наши товары всегда славились экологичностью, натуральностью одежды и высоким качеством. Не хватало ярких цветов, в чем нас нередко упрекали. Так вот с учетом изменений в потребительском поведении мы вписываемся в мировые тенденции на рынке моды.

— В прошлом году мы наблюдали небывалый покупательский ажиотаж, он коснулся и продукции легпрома. Тогда производителям удалось увеличить и продажи, и свою долю на внутреннем рынке. Что сейчас?

— Сейчас ситуацию не сравнить с прошлогодней, когда очереди стояли за нашими товарами. Но объемы поставок на внутренний рынок не упали, а по отдельным позициям заметно увеличились. И снижения доли нет, хотя прогнозировать, что будет дальше, сложно. К слову, за первый квартал этого года на территорию Единого экономического пространства через границу Казахстана обуви ввезли в 230 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Не в 2 раза, а в 230 раз! Конечно, у потребителя должен быть выбор, покупать только отечественное — это неправильно. Но мы намерены побороться за свою долю, а это сейчас 60—90 % рынка по различным группам ассортимента.

— Сегодня в связи с интеграционными процессами конкуренция обостряется, растет поток дешевых, пусть и не всегда качественных, товаров. Есть ли у наших предприятий ресурсы для снижения цен?

— Цена на продукцию складывается из трудоемкости изделия и стоимости используемых материалов. В принципе, мы привыкли носить одежду из натуральных тканей, но ни хлопка, ни шерсти в Беларуси нет. Приходится многое закупать за пределами республики, поэтому стоимость материалов очень зависит от курса валюты. А трудоемкость определяется тем, что мы не хотим носить платья и блузки простого покроя, а чем сложнее конструкция — тем выше цена. Нельзя забывать и про заработную плату, и про налоги на нее. Все это сказывается на цене готового продукта. Тем не менее эту ситуацию мы держим под контролем. В случае экономической необходимости мы рассматриваем и согласовываем повышение цен на готовые изделия. Параллельно решаем вопрос об ужесточении нормативов на материалы, энерго- и трудовые ресурсы. Как известно, многие предприятия концерна ведут сегодня направленное техническое перевооружение, таким образом, увеличивая выработку на одного человека. На этом можно реально сэкономить. Тем более это актуально с учетом вступления России в ВТО. Жаль, что потери ожидаются как раз в легкой промышленности, а также пищевой и деревообрабатывающей. Но будем стараться их минимизировать — использовать свои ресурсы, развивать импортозамещение.

— В конце сентября в Москве пройдет очередная Федеральная оптовая ярмарка. Чем будете покорять российскую столицу?

— Да, это уже 39-я по счету ярмарка, она проводится дважды в год. И на протяжении 20 лет мы вместе с партнерами из РФ, а теперь и Казахстана проводим эту выставку. Постоянно встречаемся, вырабатываем единые подходы по защите производителей товаров легкой промышленности. Частенько шутим, что благодаря нам началась интеграция, потому что мы всегда были вместе. В ярмарке примут участие более 2600 профильных фирм и торговых организаций, около 400 зарубежных фирм из 24 государств. Более 40 белорусских предприятий представят коллекции сезона «Весна—лето-2013», а также отдельные модели «Осень—зима-2012». Кстати, весной было подписано договоров на сумму около $ 8 млн.

— Как выстраиваются отношения концерна с организациями торговли? Насколько эффективно проходит международная выставка-ярмарка по оптовой продаже товаров легкой и текстильной промышленности «Белтекслегпром» в Беларуси?

— Это мероприятие, которое проводится дважды в год, является свое-образным мостиком между производителем, торговлей и покупателями. Конечно, традиционно приглашаем наших партнеров из других стран, устраиваем показы с участием белорусских дизайнеров. Осенняя ярмарка пройдет в первых числах октября, на ней мы сможем оценить и наше подрастающее поколение — студентов-дизайнеров из Барановичского колледжа, Витебского технологического университета. Кстати, несмотря на кризис, молодежь всего мира хочет выглядеть модно и не сокращает объемы покупок. Люди старшего возраста экономят на одежде, а молодежь как покупала, так и покупает. Другое дело, что на это поколение нужно работать. И мое глубокое убеждение, что создавать модные коллекции для молодой аудитории могут только молодые модельеры.

Что касается торговли, то опять скажу о преимуществах наших фирменных магазинов, где работают товароведы, хорошо знакомые с ассортиментом. Предприятия их обучают, и продавец знает, что предложить покупателю. И мне эта система нравится. Например, я хочу купить платье, но не оказалось нужного размера. Не проблема, можно отправить заказ на предприятие. А как надо, к примеру, продавать верхний трикотаж? Ну нельзя, чтобы кофточки висели на плечиках, они вытягиваются!.. А в фирменных магазинах они лежат стопочкой, как положено при обращении с деликатными вещами. И торговле, и производителю надо учиться и помогать покупателю. Знаете, мне не стыдно признаться людям, что я ничего не знаю об атомной энергетике, но каждый считает, что он модно одет и разбирается в моде…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter