«СОЮЗ» изучает реалии и тенденции продовольственного рынка Союзного государства

Есть что есть

Насколько богат и разнообразен наш обеденный стол? Что нужно для того, чтобы продукты питания были не только вкусными и полезными, но также доступными по цене и всегда имелись на прилавках как крупных городов, так и отдаленных регионов? Для Беларуси и России актуальность этих вопросов возросла в условиях санкционного давления Запада, которое коснулось и поставок продовольствия. Чтобы минимизировать возможные проблемы, Союзным государством заблаговременно принята стратегия продовольственной безопасности. Какова сегодня ситуация в этой чувствительной для каждого из нас сфере, разбирался корреспондент «СОЮЗа».

Продукты питания должны быть вкусными, качественными и доступными.
АЛЕКСАНДР КУШНЕР

Начнем с вопроса: вы пробовали халву с... солью? Необычный вкус. Вам должно понравиться. Совместили, казалось бы, несовместимое в одном продукте на бобруйской фабрике «Красный пищевик», хорошо известной зефиром и прочими сладостями. Крупное предприятие, как видим, в поисках новых ниш на «сладком» рынке смело экспериментирует.

Ситуация во многом типична, ведь союзный агропром на подъеме. Россия — крупнейший экспортер зерна, Беларусь в 2022‑м нарастила экспорт пищевой и сельхозпродукции до 8,3 млрд долларов. И в нынешнем году, отметил замминистра сельского хозяйства и продовольствия страны Владимир Гракун, не намерена сдавать позиций. «У нас есть что поставлять и продавать», — заявил он на международной выставке «Продэкспо», где были широко представлены возможности Беларуси и России.

При этом до трех четвертей зарубежных поставок приходится на Российскую Федерацию. Она приняла солидную часть продовольствия, в досанкционный период поставлявшегося Беларусью на Запад. Однако, говоря о завтрашнем дне, многие производственники остерегались называть цифры. Почему? 

Российские коллеги активно наращивают производство, продукция поступает на общий рынок Союзного государства. Выигрывает покупатель. Но как не оказаться в убытках производителю?

Российские хлебопеки увеличивают производство, расширяют номенклатуру изделий: конкуренция заставляет быть всегда в тонусе.
АЛЕКСАНДР КОРОЛЬКОВ

— Недавно в Москве подписали соглашение о сотрудничестве с Амурской областью, — рассказывает об одном из экономических «рецептов» начальник отдела маркетинга ОАО «Управляющая компания холдинга «Гродномясомолпром» Алексей Триденежкин. — Для нас это новый регион, продукция предприятий холдинга поступала туда через московского дилера. Пойдет ли напрямую — во многом зависит от амурских коллег.

Для холдинга выход на новые субъекты Федерации — вопрос принципиальный. Ведь в Россию отправляется 67 — 70 процентов всех экспортных поставок. Примечательно, что здесь не задирают цены даже на премиальную продукцию, она доступна человеку с обычным достатком. 

— Брать надо качеством, — убежден Алексей Триденежкин.

Такого же мнения заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Слуцкого сыродельного комбината Екатерина Лаптева. Бренд, что и говорить, признанный: на экспорт идет 80 процентов продукции. Однако ее соседство на полках с товаром российских коллег не позволяет расслабляться.

— Российские производители увеличивают производство, расширяют номенклатуру, — обозначает ситуацию Екатерина Лаптева. — Конкуренция заставляет быть в тонусе. Предприятие вкладывает солидные средства в обновление производства, безукоризненное соблюдение санитарных требований. У нас нет другого варианта.
Тем обиднее, когда под маркой белорусских брендов иные ловкачи пытаются сбыть откровенную подделку, будь то колбаса или тушенка.
Вряд ли можно назвать честной и конкуренцию с продукцией, о составе которой не дается исчерпывающая информация. И здесь очень важна позиция руководителей российских регионов, обеспечивающих равные права местных и белорусских поставщиков.

— В Брянской, Смоленской, других соседних с Беларусью областях нас встречают с распростертыми объятиями, — говорит начальник отдела продаж и маркетинга ОАО «Борисовхлебпром» Игорь Мороз. — Активно работаем с Московской областью и Санкт-Петербургом. Договорились о расширении географии поставок — в Липецкую область, Якутию, на Дальний Восток.

Год назад борисовские хлеба завоевали Гран-при, золотые и серебряные награды на отраслевом всероссийском конкурсе. Об этом свидетельствуют почетные символы на упаковке белорусской продукции. 

— Расширяем выпуск хлеба длительного хранения, расширяем линейку продуктов правильного, здорового питания, — подводит итог Игорь Мороз.

Зеленый свет подобным планам дала реализация 28 союзных программ. Но единый продовольственный рынок означает и свободный доступ российских поставщиков в Беларусь. Она, как известно, славится картофелем. Тем удивительнее, что брянские коллеги успешно поставляют продукцию из него в соседний Гомель. Это, оказывается, логистически выгоднее, чем везти из центра Беларуси.

— Раньше подобная продукция активно завозилась из-за рубежа, — рассказывает заместитель директора по производству брянского ООО «Гуд флэйк» Наталья Шавлюк. — Решая проблемы санкций, нашли возможности для роста.

На очереди — более глубокая производственная кооперация белорусских и российских производителей. К примеру, экзотическая пока ряпушка в масле и прочие деликатесы из северных российских рыб могут стать доступны белорусскому гурману.

— Мы готовы поставлять консервы в Беларусь, — рисует перспективы основатель и директор ООО ПФ «Ныда-ресурс» из Ямало-Ненецкого автономного округа Жанна Гусак, к слову, белоруска по происхождению. — Но зачем возить за пять тысяч километров консервные банки? Мы подписали соглашение с рыбокомбинатом «Любань» из Минской области, чтобы здесь организовать совместное производство. В свою очередь, намерены закупать ягоды-дикоросы и делать из них у себя напитки, соусы, джемы.

Белорусский вице-премьер Леонид Заяц заявил: Беларусь намерена закупить в России до полумиллиона тонн зерна, чтобы расширить его применение в животноводстве и нарастить производство мяса, молока и продукции с высокой добавленной стоимостью. Это сделает обеденный стол белорусов и россиян еще богаче, позволит увеличить поставки продукции в третьи страны.

Отметим очевидную тенденцию: продовольственный рынок Союзного государства становится более динамичным, гибким и открытым для его участников. При этом расширяется ассортимент встречных поставок и их география. Общие подходы также требуются к качеству продукции. И процесс, как говорится, уже пошел. Сближаются национальные законодательства по стандартам и техническим регламентам, в том числе в пищевой промышленности. Со временем, считают специалисты, это даст возможность перейти к единым государственным стандартам качества — ГОСТам — для предприятий обеих стран.

ДОСЬЕ «СОЮЗа»

Доля России в белорусском экспорте продовольствия и сельхозпродукции достигла 73,9 процента. Поставки осуществляются в 73 региона. Около 54,5 процента приходится на Москву и Московскую область, 8,6 — на Санкт-Петербург, 6,6 — на Смоленскую область, 4,1 процента — на Калининградскую.

sob@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter