Более 32 тысяч объединений по интересам и 400 тысяч обучающихся. Мы узнали, как государство поддерживает дополнительное образование детей и почему частный бизнес не всегда честно ведет себя на этом поле

Есть чему поучиться

Образование детей — та ниша, в которую люди готовы вкладывать деньги, причем немалые. Начало учебного сезона — всегда поиск, куда определить ребенка для занятий во внеурочное время. Сегодня это тренд, поэтому даже дошкольник редко проводит свое свободное время так, как хочет. Попытаемся разобраться: в какую сумму родителям обходится дополнительное образование в частных и госорганизациях? Почему привычные дома детского творчества проигрывают частникам в рекламе? Как школа зарабатывает внебюджетные деньги? И всегда ли родители, оплачивая услуги, могут рассчитывать на качество?

В частной изостудии месяц занятий обойдется в 50–80 рублей. В учреждениях дополнительного образования такие уроки проведут бесплатно.

Квалификация в дисквалификации

Золотое нынче время: учиться модно. Частные детские развивающие центры, студии ИЗО, танцев, занятия по робототехнике — выбирай не хочу. Бизнес понял: на этом можно хорошо заработать. Уроки, скажем, рисования обойдутся в среднем от 50 до 80 рублей в месяц. Занятия по робототехнике дороже — 120—250 рублей. Но может ли родитель рассчитывать на высокое качество обучения? Ведь учебные программы, подбор педагогов — исключительно зона ответственности руководителя. Жесткого контроля со стороны, как в госучреждениях, нет. Лицензировать деятельность не надо. Не высок ли соблазн набрать неквалифицированные кадры, которым можно заплатить меньше, а прибыль получить в несколько раз больше?

Минчанка Екатерина Мартовская в прошлом году заплатила высокую цену за желание оздоровить ребенка, причем как в переносном, так и прямом смысле:

— Ортопед порекомендовал дочке походить на занятия по гимнастике. Через месяц девочка стала прихрамывать. Обратились к врачу. Специалист предположил, что проблемы с ногами связаны с неправильными тренировками. Потом, когда я пришла с претензией, выяснилось, что наш, как нам заявляли, «высококвалифицированный» педагог учится только на первом курсе физкультурного университета. Опыта никакого, знания детской физиологии отсутствуют. А она занималась с детьми!

Выбирая кружок для ребенка, важно найти квалифицированного педагога.

Интереса ради звоню в первый попавшийся частный центр по обучению педагогов, где готовы за деньги научить ментальной арифметике. Придумываю легенду, что у меня нет высшего образования, а заодно уточняю, что не обладаю выдающимися способностями в математике, но мечтаю учить детей. Девушка обнадеживает: 

— Складывать, вычитать умеете? Чего переживаете? Высшего образования, тем более педагогического, не надо. Мы вам дадим необходимые конспекты, программы. За два дня интенсива всему обучим. Направление популярное, работу должны найти.

У Ирины Ивановой, аккомпаниатора хореографического ансамбля «Смайлики» Национального центра художественного творчества детей и молодежи, стаж работы свыше 30 лет.

Два дня — и сертификат педагога по ментальной арифметике в кармане. К слову, в Минске месяц занятий по «менталке» обойдется мне как родителю в среднем в 100 рублей.

Получить сертификат по прослушиванию курса робототехники оказалось еще проще: три часа свободного времени. На мой вопрос, смогу ли трудоустроиться после такой непродолжительной учебы, получаю ответ: «Группы детей постоянно набираются, вакансии есть. Если успешно пройдете несколько тестов по предоставленному материалу, сможете работать у нас». Что, правда? Так можно?!

Наталья Стаина, эксперт по открытию и развитию детских центров, защищает их честь уверенно:

— У руководителя, нацеленного на эффективную работу, специалист без знаний и умений не задержится. Лично я такие кадры отсеиваю на этапе индивидуального собеседования. Чтобы построить успешный бизнес в этой сфере, нужны яркие, харизматичные педагоги, умеющие работать с детьми. Поэтому, когда мне задают вопрос, почему группы поначалу хорошо заполняются, а потом дети перестают ходить, отвечаю, что, скорее всего, дело в педагоге. Что касается педагогического образования, здесь спорный вопрос. Должен ли человек окончить профильный вуз? Сегодня в педуниверситет идут люди не с самыми высокими проходными баллами. Поэтому диплом о профильном образовании для меня не основополагающий фактор.

Три момента для выбора

Надежда Васильченко, директор учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования, председатель Республиканского совета по вопросам дополнительного образования детей и молодежи, человек компетентный и опытный в этой теме. Ее мнение: никакой агитации в вопросе, куда идти (к частнику, во Дворец молодежи или в небольшой Дом детского творчества), быть не должно. Выбор всегда за родителями.

— Куда бы вы ни отправились, есть три основополагающих критерия, на которые стоит обратить внимание: условия для занятий, учебные программы и профильное образование педагога, — перечисляет Надежда Васильченко.

Если вам предлагают заниматься в подвале, это звоночек поискать другое место.

Надежда Васильченко советует отбросить смущение и открыто спрашивать о компетенциях педагога:

— Не стесняйтесь уточнять, по каким программам будут заниматься с вашим ребенком, спрашивайте квалификацию, не принимайте на веру, если вам все эти сведения сообщают в устной форме, просите соответствующие документы. Сертификат о прохождении платных курсов — это не документ об образовании. Речь идет о детях, когда непрофессиональные действия могут причинить вред.

Надежда Васильевна вспомнила случай, когда в центр приходил человек с просьбой сдать помещение в аренду. Он собирался вести группу по аэробике. Когда уточнила его образование, оказалось, юрист. Естественно, она ему отказала.

А сколько таких некомпетентных педагогов продолжают свои уроки! И потом у детей начинаются проблемы со здоровьем: головные боли, дискомфорт в спине. Иногда родители даже не могут уловить взаимосвязь. Хотя проблема есть не только в физкультурно-спортивном профиле. Можно пойти на занятия по вокалу к непрофессионалу, а через некоторое время стать пациентом отоларинголога.

— Считаю, главный показатель таланта педагога — результаты учеников, — рассуждает Надежда Васильченко. — Мы гордимся воспитанниками наших учреждений. Один из последних ярких примеров — Сергей Мазуркевич, ставший победителем детского конкурса «Славянский базар в Витебске». Мальчик посещает Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ветразь» Октябрьского района Минска. Если вы пройдете по кабинетам уже нашего центра, то увидите, какие условия созданы для детей. Класс по театральному мастерству, словно уменьшенная копия настоящего театра, — со сценой, занавесом, зрительным залом. Огромный хореографический зал.

Уместно озвучить важный момент: государственная система допобразования нацелена не на получение прибыли. Только при подготовке к этому новому учебному году Национальный центр художественного творчества детей и молодежи израсходовал 61,5 тысячи белорусских рублей, замечает Надежда Васильченко: — Основная задача — обеспечение доступности, качества и эффективности образования. Чтобы у каждого ребенка, в какой бы семье он ни родился, была возможность бесплатно реализовать творческий потенциал. Мы много говорим о современных технологиях. Но заметьте, роботы не заменят высокого искусства и человека в творческой сфере. Поэтому гарантирую: наши учащиеся будут востребованы на рынке труда. 

Бесплатный контент проигрывает платному

Однако почему тогда мамы и папы с большей охотой несут деньги частнику? В то время как в учреждениях допобразования можно заниматься бесплатно. Замечу: есть и платные кружки, и секции, но, как правило, их стоимость значительно ниже рыночной.

В первую очередь хромает маркетинг. Бизнес умеет делать продающую рекламу, быстро реагировать на тренды в образовании. Если в прошлом году в фаворитах была ментальная арифметика и из каждого утюга звали туда, то сегодня зазывают на робототехнику, на занятия по мататалабу (да-да, в маркетинговых целях на рынке постоянно появляются новые направления). Многие мамы и папы мечтают о карьере айтишника для своего ребенка и готовы заплатить. Госучреждения дополнительного образования детей и молодежи в этом отношении менее расторопны. Если в столице вы сможете найти бесплатные госкружки по этой тематике, то в райцентрах, домах детского творчества таких «изысков» могут и не предложить. Почему? Иногда не хватает материально-технической базы — компьютеров, конструкторов для робототехники. Бывает, людям проще работать по старинке, развивая привычные направления: валяние, шитье, вышивку.

Многие родители признаются: даже не предполагали, что есть бесплатные кружки по 3D-моделированию, к примеру, или графическому дизайну. Поэтому уже который год в начале учебного сезона проходит Республиканская неделя учреждений допобразования.

Родителям желательно присутствовать на пробном занятии: им будет проще сориентироваться, подходят ли условия и методика обучения для их ребенка.

Школа передает опыт

Среди детей востребованы не только объединения по интересам. Раньше ребята ходили после уроков в кружки, а к репетиторам отправлялись лишь в 11-м классе, перед поступлением. Сегодня даже первоклассники посещают индивидуальные или групповые занятия по отдельным предметам. Индивидуальный репетитор возьмет от 10 до 40 рублей за урок. Но толкового специалиста еще надо найти. Хорошо, что у родителей появилась возможность не искать учителя «с улицы», а отправить ребенка на платные занятия в родную школу. Тем более у школьных педагогов есть необходимый опыт и компетенции. Плюс родители знают их потенциал.

— Мы предоставляем широкий спектр платных услуг: в бассейне — оздоровительное плавание, обучение плаванию, аквааэробика, синхронное плавание, занятия в тренажерном зале, фитнес для старшеклассников и взрослого населения, футбол, уроки хореографии, — перечисляет директор столичной средней школы № 52 Оксана Цуран. — Вместе с платными спортивными занятиями рады предложить подготовку к централизованному тестированию. Дети посещают английский язык, испанский, логику, математику. В этом году появился китайский — родители попросили организовать. Всего более 40 направлений. Цены регламентированы Центром по обес­печению деятельности комитета по образованию Мингорисполкома и подчиненных организаций. Например, одно занятие по спортивно-оздоровительному направлению обойдется в 4,95 рубля, подготовка к ЦТ — 4,40 рубля. Можно оформить индивидуальные занятия.

В СШ № 52 города Минска проводят занятия по плаванию.

Благодаря приятной цене высокий спрос. За качество образовательного процесса тоже могут ручаться. Средний ежемесячный заработок от такой деятельности составляет свыше десяти тысяч белорусских рублей, что позволяет существенно пополнять материально-техническую базу школы. В прошлом году в учебное заведение приобрели спортивное оборудование для бассейна, туристическую оснастку, театральные костюмы, спортивную форму, купили мягкую мебель в холлы учреждения. Немаловажно, что это еще и дополнительный доход педагогов.

Начальник отдела планирования и анализа внебюджетной деятельности главного управления экономики образования Министерства образования Анастасия Григорович уточнила: объем внебюджетных средств, полученный учреждениями общего среднего образования страны в прошлом году, составил 55,05 миллиона белорусских рублей. 

Образование популярно как никогда. Люди готовы вкладывать в него средства, ожидая отдачи. Эффект обучения, как правило, налицо. Зависит он от двух персоналий — мотивированного ученика и грамотного учителя. Это как в языке: есть главные, а есть второстепенные члены предложения. Так вот, сколько мы заплатим за какой-то образовательный курс, вопрос не основной. Гораздо важнее найти компетентного педагога.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter