Есть чем зацепить

За границей всегда ищу следы земляков...

За границей всегда ищу следы земляков. Они могут быть где угодно. Даже на Гавайях и в Японии, где в свое время прославились наши соотечественники Николай Судзиловский–Руссель и Иосиф Гошкевич. В Италии стены Падуи помнят Франциска Скорину, а во Флоренции — Михала Клеофаса Огиньского, владельца Залесья (под Сморгонью), который написал знаменитый полонез «Прощание с родиной».

 


Огиньский похоронен в костеле Святого Креста (basilica di Santa Croce) рядом с выдающимися итальянцами Микеланджело Буонарроти, Данте Алигьери, Галилео Галилеем, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини, Гульельмо Маркони. Увы, об Огиньском в туристических проспектах, которые издаются в Минске, не пишут. Уж не знаю почему. А ведь Михал Клеофас — величина! Его 250–летний юбилей включен в календарь памятных дат ЮНЕСКО на следующий год.


Впрочем, и у нас со специальными маршрутами для иностранцев пока есть сложности. Побывал на нескольких обзорных турах по Минску. Из знатока города решил перевоплотиться в незнайку, который как будто прибыл сюда издалека. Проехался на экскурсионном автобусе с россиянами, украинцами, западными европейцами. Прошелся с ними к достопримечательностям.


Набор стандартный для всех. Сначала площадь Независимости. В костеле Святых Симеона и Елены играют на органе. И это впечатляет россиян и украинцев, для которых более привычна православная культура. Затем едем через Верхний город и Троицкое предместье к Национальной библиотеке.


Останавливаемся на площади Свободы. Старинные храмы вокруг — все это прекрасный фон для фотосъемки. Публика с удовольствием щелкает камерами. Здесь — сердце Минска, символ его высокого статуса с древнейших времен, о чем свидетельствуют Ратуша и памятники в честь Магдебургского права. Но в глазах туристов я не вижу искр. Они принимают факты из истории как данность. Чем же их зацепить, чтобы ахнули?


Россиян можно «взбодрить» информацией о том, что на площадь Свободы ступала нога царей Николая Второго, Петра Первого. Заодно с Петром здесь бывал гетман Мазепа — это удивит и украинцев. Отсюда российских гостей стоит свозить на берег Свислочи — к памятнику Пушкину, а туристов из Украины — к расположенному неподалеку монументу Шевченко.


Россиян, несомненно, впечатлит информация о том, что в районе Дворца Республики стоял дом, в котором жила Марта Скавронская, ставшая впоследствии императрицей Екатериной Первой, в честь которой назван город Екатеринбург. Полякам на площади Свободы будут интересны дома, связанные с начальным периодом жизни и творчества Станислава Монюшко и Валентия Ваньковича. Англичан мы заинтригуем тем, что у Ратуши разворачивалась одна из историй Конана Дойла, посвященная войне 1812 года. Нам есть чем удивлять гостя из любого уголка мира. Минск лежит в центре Европы, где пересекались линии жизней многих известных людей из разных стран.


Хочется надеяться, что спросят и у меня за границей, допустим, в Праге, хочу ли я пройти по местам бравого солдата Швейка или все–таки предпочту прогулку к памятнику Скорины. Кстати, у монумента первопечатнику я так и не был. Ни в одном из проспектов о нем ни слова. Хотя, говорят, сохранился даже дом, где полочанин печатал Библию. Что мешает разработать маршруты «Белорусы в Праге», «Чехи в Минске»? Мне кажется, все это осуществить нетрудно. Было бы желание.


vk@sb.by

 

Советская Белоруссия №109 (24492). Четверг, 12 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter