Если жизнь дорога, у дороги… не ешь

Практически у всех кафешек на обочине, о которых знаю я, и о которых мне рассказали знакомые, есть недочеты. Да такие, что способны резко подпортить репутацию заведения и напрочь отбить охоту там появляться

Шашлык я люблю. А вот шашлычные не очень. Не раз давала зарок: в придорожные кафе – больше ни ногой. Обещания сдержать пока не получается: то по пути из командировки организм требует очередную дозу кофе, то кто-нибудь из друзей решает отметить день рождения в очередной из «берлог». Так что о придорожном сервисе знаю не понаслышке, поэтому и от зарока отказываться не собираюсь. 

Практически у всех кафешек на обочине, о которых знаю я, и о которых мне рассказали знакомые, есть недочеты. Да такие, что способны резко подпортить репутацию заведения и напрочь отбить охоту там появляться. Плохо прогреваемый обеденный зал, сомнительной чистоты туалет, весьма скудное меню, иногда урезанное до пары-тройки позиций, основными блюдами которого часто бывают пиво, чипсы, кола… 

«Нечего по таким местам ходить», — скажете вы. – Лучше домашней отбивной или котлеты все равно ничего нет». И, безусловно, будете правы. Но только о тех, у кого маршрут «дом – работа» находится в черте города. А что делать, например, командированным, дальнобойщикам и просто путешественникам, которые хотят подкрепиться в нормальных условиях, не заработав при этом пищевого отравления, не подцепив кишечную палочку или не застудив спину? 

Кстати, не только самая мобильная часть граждан нашей страны и транзитный люд сталкиваются с такой неустроенностью большинства придорожных кафе. Уровень многих из них не то что международным нормативам не соответствует, зачастую не выполняются даже требования  гигиенических документов, действующих в Беларуси. Это отмечает главный государственный санитарный врач страны Михаил Римжа, который часто бывает последним гостем во многих придорожных харчевнях,  то есть перед их закрытием. А все потому, что он может заглянуть туда, куда нам с вами никогда не попасть – в кухню. В единичных кафе у обочин — соответствующие условия приготовления пищи, хранения продуктов. Далеко не все из поваров, суетясь у плиты и разделочного стола, считают нужным надеть санодежду. А солянки типа «пальчики оближешь» чаще всего готовят в мятых алюминиевых кастрюлях. Вот тебе и вся общепитовская святая святых.  

С продуктами, которые идут на аппетитные (на взгляд посетителей) кебабы и рульки, дела обстоят не лучше. Согласно результатам недавней проверки придорожных кафе Комитетом госконтроля, кое-где для приготовления блюд использовалось сырье, полученное из магазинов этой же организации с заведомо истекшими (от 1 до 9 месяцев!) сроками годности. Жалоб от посетителей не поступало. Не замечали изголодавшиеся странники и того, что их порции были значительно меньше, чем то заявлялось в меню. Иногда недовесы достигали… 80 процентов. При этом наценочная категория харчевен, которая, кстати, должна отражать не только уровень цен, но и ассортимент, и качество, зачастую была весьма формальной, чаще — завышенной. 

Похоже, болезнь придорожных общепитовских заведений, которая существует с самого момента их появления, приобрела затяжной характер. Причем, как показывает практика и те же проверки, форма собственности на диагноз не влияет. С одинаковой частотой из игры выбывают и те, и другие. Так, в 2005 году на автомобильных дорогах страны подкрепиться предлагало свыше 400 кафе, ресторанов и баров. Теперь, уточняет Госконтроль, — 351 объект общественного питания. А в ближайшее время, судя по всему, их станет и того меньше. Вслед за КГК тотальный проверочный рейд намерены провести все центры гигиены и эпидемиологии. Они гарантируют: год спустя на трассах страны забегаловку — а-ля харчевня позапрошлого века —  вряд ли встретишь. Останутся аккуратные, с надлежащими условиями приготовления пищи и разнообразным меню, составленным преимущественно из национальных блюд, кафешки. Одним словом, на такой ужин и домашнюю котлету можно будет променять без опасений. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter