Сельская газета

Если «жицень» с торбой, жди неурожая

Энтузиасты совершенно случайно открыли эту сторону жизни белорусов

БЕЛОРУССКАЯ мифология — одна из тех культурных страниц нашей истории, которую до конца исследованной точно не назовешь. Куда больше мы знаем о греческих богах, германо-скандинавских эльфах да гномах. Но ведь и у наших предков были свои собственные герои, достойные мифов и легенд. Только отчего-то позабылись. Самое время возрождать. Во всяком случае, так считают историки, краеведы и энтузиасты этого увлекательного дела.


В ГОМЕЛЬСКОМ дворцово-парковом ансамбле открылась глубоко познавательная выставка «Жэўжык», «ёўнік» и другие герои белорусских сказок, мифов и легенд». Известные и незнакомые персонажи белорусской мифологии временно поселились в дворцовых апартаментах. Авторы проекта — молодые люди самых разных профессий. Всех их объединяет старинная усадьба Обуховичей в деревне Великая Липа, что в Несвижском районе, которую они решили восстановить. А жильцами возрожденного дома станут представители диковинного народца. Энтузиасты совершенно случайно открыли для себя эту сторону жизни белорусов. Павел Орлов, менеджер столичной IT-компании, рассказывает, как пересеклись с потусторонним:

— Я родом с Витебщины. Помню, в детстве многие родители называли мальчишек «жэўжыкамі». И меня отец так называл. Честно, не задумывался, откуда это пошло, что значит. Узнал только тогда, когда начал изучать историю усадьбы в Великой Липе, увидел, насколько богат культурный пласт белорусского фольклора и одновременно неизведан. Нам в деталях известна греческая мифология, мы знакомы с хоббитами и покемонами. Но свое почему-то упускаем из вида. А ведь это не только возрождение традиций. Еще и кладезь идей для коммерческих проектов, основанных на своей мифологии, что год от года набирают в мире все большую популярность. К слову, сейчас этим направлением очень активно занимаются в России и Украине. 

Осторожненько интересуюсь:

— А у вас в квартире домовой живет? 

— Да они у меня везде обитают. Вся квартира заставлена представителями родного фольклора.

С ОБРЕТЕННЫМИ знаниями энтузиасты шествуют по городам и весям. А вместе с ними и сказочные жители, которые обитали (и обитают?) в деревнях и окрестностях. Одиннадцать представителей невидимого мира выполнены скульптором Антоном Шипицей на основе иллюстраций известного графика Валерия Слаука. Среди них «шатаны» — бродячий без толку народ, «ёўнік» — добрый персонаж, заботящийся о сохранности и сушке снопов, «жэўжык» — опекун рек, «дамавуха» — незримая хранительница очага... Одним словом, все те, кого в обычной жизни увидеть удается только избранным. А вот на выставке таких ограничений нет. Доступно всем.

Очень симпатичен «ёўнік». Приземистый, мохнатенький, черненький такой от дыма. Говорят, терпеливый, хозяйственный. Правда, если выведут из себя, может и в печку бросить. Но это исключение из правил. По преданиям, разглядеть его можно возле грубки: зашевелится печная сажа в углу, сверкнут желтенькие глазки — вот и свиделись. 

Его товарищ — «жыцень». Худой высокий старик, который внимательно следит за урожаем. Чтобы правильно посеяли, потом правильно убрали. Коли явится перед крестьянином с торбой, значит, надо готовить запасы, впереди неурожайный год.

Схожей комплекции и «жэўжык» — водяной божок. На вид поджарый дедушка спортивного телосложения. Плавает отменно. От людских глаз скрыт, потому что по водной глади передвигается на невидимой лодке. Но если случилась беда на озере или речке, своим шестом спасает терпящих неприятности. В общем, хороший «нячыстік».

Дедок с красным блеском в глазах очень смахивает на одного из праздных «шатаноў». Но нет. Он не сторонник безделья. Его миссия — помогать финансово. Например, встретится ему бедняк — подбросит деньжат. Встретится богач, но с камнем на сердце, — поможет справиться с проблемами и трудностями. Дедка почитали и за хранителя кладов. Привиделся во сне — значит, быть находке. Кстати, в давние времена явление огонька в лесу воспринималось как прямой указатель точки, где нужно копать. Но прежде следовало бросить на то место шапку, иначе клад уйдет так глубоко, что до сокровищ за жизнь не доберешься…

Глубже понять суть мифологических преданий помогает Петр Цалко, заведующий филиалом Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова. Сам он домовых не встречал. Но точно знает тех, кто видел этих персонажей воочию:

— Во время многочисленных экспедиций по деревням Ветковского района постоянно приходится слышать от местных жителей истории о таких существах. Причем тамошние бабушки никогда не рассказывают о «перунах» и «велесах» — божествах славянской мифологии. Нет, герои их преданий гораздо ближе, приземленнее. Можно сказать, они соседи. Живут бок о бок. Нужно приноравливаться и подстраиваться, чтобы не обидеть. Просить о помощи, вкусненьким баловать, на ночь молоко оставлять.

 Кстати, помимо общеизвестных мифологических героев, в каждом районе могут быть и местные персонажи. Бытует в Ветковском районе история о женщине, которая в прежние времена частенько встречалась на дороге тем, кто нуждался в помощи, дарила путникам полотно. Правда, с одним наказом: шей из него что хочешь и сколько хочешь, но до конца рулон не разматывай. Понятно, что не всем такое условие было посильно. Любопытство одерживало верх. Кто разматывал — полотно тотчас заканчивалось. Поговаривают, добрая женщина и сейчас может привидеться на здешних лесных тропинках.

dralukk73@mail.ru

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Рамзес Анубисович
большое спасибо автору за интересную статью!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости