«Снимаем розовые очки». Реальная жизнь на селе

Если заменить слово "должны" на "могу"

Дороги, транспорт, общение, здравоохранение, обучение детей и их досуг, быт, работа. Два взгляда на то, как со всем этим справляются сельчане в Быховском районе.

ВО времена Союза подобные вопросы реже возникали. Наверное, наши требования были намного проще и примитивнее. Деревня есть деревня, об асфальтированной дороге как-то не задумывались, гравийка или пыльный проселок воспринимались как должное. Досуг в детстве устраивали сами, рассекая на велосипеде, катаясь на лыжах или «козе», гоняя мяч, играя в ролевые игры или классики. Озеро, лес… Никаких центров досуга и музыкальных школ, о существовании интернета никто не догадывался. Правда, практически в каждой деревне были магазин, школа, библиотека, клуб, постоянно ходили автобусы… Тем не менее мы всегда завидовали городским детям, у которых было больше возможностей и развлечений. Приезжая в город, я чувствовала себя какой-то Фросей Бурлаковой, удивляясь всему и многого не понимая. Вроде бы и прошло всего-то три десятка лет, но многое изменилось кардинально. В какую сторону? Как посмотреть...

Председатель Холстовского сельисполкома Елена ЯНИНА, староста деревни Дальнее Лядо Тамара ЦИРКУНОВА и заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор АГНЕТОВ.

ДЕРЕВНЯ Дальнее Лядо. Вместе с заместителем председателя Быховского райисполкома Виктором Агнетовым и председателем Холстовского сельисполкома Еленой Яниной заезжаем к старосте, 78-летней Тамаре Циркуновой. Здесь 34 жителя, в том числе дачники. Широкая асфальтированная улица, хоть на роликах катайся. Но детей нет, только на лето приезжают. Интересуюсь у Тамары Тереховны, как ей живется.

Потребности у пожилого человека невелики. Ее больше волнует, что не ходит общественный транспорт. Автобус приезжает только в соседнее Борколабово, а до него еще 3 километра. А там амбулатория. Врач, правда, добрый, отзывчивый, в случае чего может и на велосипеде в любое время подскочить, никогда людям не отказывает. А вот чтобы сдать анализы, нужно ехать в Быхов за 20 километров. Есть железнодорожная станция, но и к ней идти километра полтора. Дважды в неделю приезжает автолавка, хотя в основном продукты привозят дети из Могилева. Телевизор надоел, глаза устают, а сетевое радио, к которому так привыкли старики, давно прекратило вещание. Вот и все бабулины проблемы и потребности.

Врач общей практики, заведующая Борколабовской амбулаторией Алина АЛЬХОВИК.
У заведующей Борколабовской амбулаторией, врача общей практики Алины Альховик на обслуживании 1113 жителей из 13 деревень. Для нее тоже головная боль отсутствие возможности у людей добраться до амбулатории. Есть служебная машина, медики могут выехать к больному, но сам больной, если нет личного транспорта, не может. Лядо, Боровка, Липовка, Ректа… Самая отдаленная деревня Косичи в 15 километрах от Борколабово. Можно из некоторых деревень добраться дизелем, но к нему пожилым людям идти далеко, а потом еще от станции до амбулатории. И хотя транспортная проблема у всех на слуху, решения ее не предвидится: невыгодно пускать транспорт ради редких поездок.

Деревня Мокрое намного многолюднее, почти 900 человек. Оценки здешней жизни разные. Напрягает тот же общественный транспорт, который ходит до Быхова только утром и вечером, и если ехать в райполиклинику не на своем автомобиле, домой вернешься только вечерним рейсом.

Посмотрела ассортимент комплексного приемного пункта службы быта. Женщина хотела купить венок на похороны, но такого товара уже год как нет. Востребовано постельное белье, только его привозят из города в ограниченном количестве, пару комплектов: нет средств, чтобы закупить ткань и пошить. КПП более востребован, когда к школе ребятишкам нужно что-то подшить или прострочить из одежды. Правда, многие люди просят сделать это «на вексель». Кто посостоятельнее, могут принести в химчистку подушки. Заведующая Инна Писаренко уже сама набила руку на простеньких стрижках. При заработной плате в сельхозпредприятии в 250—300 рублей жить научишься экономно.

В Мокром два старых восьмиквартирных двухэтажных дома по улице Комсомольской. Некоторые жильцы возмущаются: в районной газете писали, что здесь сдается в аренду квартира со всеми удобствами. Только в одном доме из удобств вода, газ и печное отопление. В трешке, например, прогреваются только жилые комнаты, в прихожей и кухне можно даже обои не клеить, от сырости отвалятся. А там проживает многодетная семья с грудным ребенком. Вот и весь комфорт. Трудоустроиться в хозяйстве можно, если есть вакансии. Но не все же хотят на фермах или тракторах работать, да и зарплаты невысокие. Некоторые умудряются искать подработки, иначе туговато прожить, особенно младшему поколению — у них потребностей больше.

ЭТО одна точка зрения. У заведующей СДК Светланы Бубелевой и старосты агрогородка, а по совместительству почтальона Антонины Красницкой — другая. Что касается автобусов, говорят, что ходят они аж 4 раза в день — по 2 рейса утром и вечером, но выкроить из них один дневной пока не получается. Восьмиквартирный дом. Да, там проживает одна многодетная семья, но много неблагополучных, которые сами же его и добивают. Жилье строилось в 60-е годы, нет канализации, и действительно отапливается печками. Людям предлагали приобрести другое, но те отказались. А на капитальный ремонт у ЖКХ нет средств.

Обе собеседницы утверждают: жить на селе можно, все зависит от того, как ты сам относишься к этой жизни, насколько слово «могу» заменяешь словом «должны». А под лежачий камень, как известно, вода не течет. В детской школе исскуств для ребят открыты музыкальное и художественное отделения. До Быхова и обратно можно доехать дизелем. В ФАПе ежемесячно проводит прием пациентов участковый терапевт из Быхова, по первому звонку приезжает «скорая».

Да, заработные платы работников в филиале «Мокрянский» ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» маленькие, особенно зимой. В сезон жатвы механизаторы и водители стараются подзаработать, становятся тысячниками. Одни ходят на работу на частное предприятие «Лохва», другие — на птицефабрику «Агролинк». В принципе, трудоустроиться можно, было бы желание.

В четырех километрах от агрогородка Мокрянские Хутора. Здесь живет человек 15, и у всех личный транспорт. Дважды в неделю приезжает автолавка, ежедневно приносят почту. Кстати, у почтовиков постельное белье можно купить свободно. Оказывается услуга по ремонту обуви, ее отправляют прямо на могилевскую фабрику. Замена бегунка на молнии стоит, например, 3,5 рубля. По интернету через отделение связи заказывают даже бытовую технику.

Что касается досуга сельской ребятни, то его стараются организовать Дом культуры, школа искусств, библиотека и общеобразовательная школа. Даже в летнее время детей приглашают на кружки и спортивные мероприятия, открыт стадион. Вечерами работает тренажерный зал. На особом контроле дети, находящиеся в социально опасном положении, которые, к сожалению, есть практически везде.

Детвора бегает по улице и катается на велосипедах. Босоногий 6-летний Ванюша Писаренко поздоровался первый и сразу же показал мне большого паука, за которым пристально наблюдал. Пришлось присоединиться, чтобы поговорить. Тут же подбежали остальные ребята. Интересуюсь: во что играют? Знают ли «казаки-разбойники», «классики», «выбивалы», «города», «глухой телефон», «резиночку»? О таком они и не слышали. Нам эти игры передавались из поколения в поколение, наверное, нынешних детей никто этому не научил, такая вот дыра в «образовании». Книги читают мало, есть «интересный интернет». Культработники стараются организовывать мероприятия и концерты и для взрослого населения, но из отдаленных деревень разве что на велосипеде можно добраться.

ПОЛУЧАЕТСЯ, каждый видит проблемы по-своему и решает их точно так же. Что для одного трудно и недоступно, для другого — легко и свободно. Сколько людей, столько мнений.

Заместитель председателя райисполкома Виктор Агнетов тоже не сторонник создавать проблемы на ровном месте. Общественный транспорт, говорит, который приходит в Мокрое утром и вечером, привязан к Быхову, на нем люди добираются на работу, изменение графика движения приведет к другим проблемам. Капитальный ремонт и замена печного отопления многоквартирного дома в ближайшее время не запланированы из-за отсутствия средств. Конечно, подчеркивает он, и власть, и люди были бы только за, если бы все проблемы, мелкие и большие, старые и еще только грозящие возникнуть, решались здесь и сейчас. Но, понятно, в жизни так не бывает. И здесь главное проблему видеть, обсуждать ее с людьми, вместе искать пути решения. Виктор Агнетов подчеркивает, что районная вертикаль власти в таком ключе и работает.

chasovitina@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter