Если закончилась гарантия

В ОДНОМ из райагросервисов Брестчины до сих пор работает экскаватор 1967 года выпуска. А в другом — с 1981-го на ходу трактор Т-150. Все это время за ним закреплен один механизатор. Он очень бережно относился к этой машине, что позволило сохранить ее в работоспособном состоянии по сей день. В то же время на одном из тракторов МТЗ-3022 за год поменялось 12 механизаторов — в среднем по одному на каждый месяц. Можно представить, какое к нему было отношение, на каком уровне проводилось его техническое обслуживание. В результате он был выведен из строя. В третьем сельхозпредприятии два года не проводилось ТО трактора.

На семинаре в Западно-Двинском межрайагротехсервисе обсуждалась подготовка энергонасыщенных тракторов к полевым работам будущего года

В ОДНОМ из райагросервисов Брестчины до сих пор работает экскаватор 1967 года выпуска. А в другом — с 1981-го на ходу трактор Т-150. Все это время за ним закреплен один механизатор. Он очень бережно относился к этой машине, что позволило сохранить ее в работоспособном состоянии по сей день. В то же время на одном из тракторов МТЗ-3022 за год поменялось 12 механизаторов — в среднем по одному на каждый месяц. Можно представить, какое к нему было отношение, на каком уровне проводилось его техническое обслуживание. В результате он был выведен из строя. В третьем сельхозпредприятии два года не проводилось ТО трактора.

Согласитесь, красноречивые контрастные и во многом поучительные примеры. Это говорит об отношении механизатора к своей машине, своевременном и качественном обслуживании в гарантийный и послегарантийный периоды, насколько техника надежна в работе. При этом ни в коем случае нельзя снимать ответственности за несвоевременное выполнение регламентных работ по техобслуживанию машин с инженерной службы хозяйств. Так что каждый, казалось бы, должен быть заинтересован в высокой работоспособности техники. Однако в последнее время у обслуживающих организаций все больше возникает претензий и к тем, кто эксплуатирует ее, включая и энергонасыщенную, и к производителям. В какой-то степени это связано с межведомственными интересами и разделением сроков ее эксплуатации на два периода — гарантийный и послегарантийный. И если проанализировать за это время все виды отказов, то на первые приходится 10 процентов, а на остальные — 90. При этом обслуживание техники после двух-трех лет работы для сервисных служб становится своего рода головной болью.

— К сожалению, послегарантийному обслуживанию техники промышленность уделяет явно недостаточно внимания, — излагает ситуацию заместитель генерального директора РО «Белагросервис» Александр Тарасевич. — Главное для нее — обеспечить работоспособность машин в гарантийный период, хотя производители должны во время срока выписки техники отслеживать и поддерживать ее работоспособность. И даже после снятия с производства обеспечивать ремонт и обслуживание, а также поставлять запчасти в торговые и ремонтные организации в необходимом количестве и ассортименте в течение сроков службы. Это не только желание, но и требование директивных органов. Однако в послегарантийный период довольно часто возникают проблемы с запасными частями, другие неувязки. Больше внимания акцентируется на периоде гарантийного обслуживания. По существу, на базах райагросервисов тракторный завод не имеет ни одного дилерского центра. В своей работе он руководствуется договорами на поставку в гарантийный период запчастей. Но при этом нужно иметь в виду, что предоставляемые площади, люди, оборудование, которое было приобретено в лизинг в 2009—2012 годы, являются собственностью райагросервисов. Однако все это партнерами воспринимается как должное. В результате некоторые дилерские центры работают в убыток.

Чтобы его ликвидировать, предлагалось посчитать сумму аренды предоставляемых площадей, сколько используется оборудования, специалистов для проведения обслуживания и выставить за это счет производителю.

Почему столь пристальное внимание уделяется обслуживанию гарантийных машин и оборудования? Потому что в это время производители с техцентрами несут ответственность за их работу. А за остальную — перед механизаторами, сельхозпредприятиями, райисполкомами и «Белагросервисом». Однако это мало к чему обязывает. Но зато приводит к сокращению работоспособности. Вот один лишь пример. На Западно-Двинском межрайагротехсервисе, где проходил семинар, на гарантийном обслуживании находится 154 трактора, в том числе около половины — энергонасыщенные. У последних из них за три квартала устранено более четырехсот отказов, в то время как у негарантийных энергонасыщенных — 9.

Кстати, аналогичная ситуация прослеживается и в целом по республике. За 9 месяцев в гарантийный период приходилось около 5 отказов на каждый из 1170 энергонасыщенных тракторов. За это же время устранено 1330 отказов аналогичной  негарантийной техники, которой значительно больше гарантийной.

При этом уже не один год рай- и облагросервисы выделяют финансовые средства на приобретение оборудования, с помощью которого можно проводить диагностическое обслуживание энергонасыщенных тракторов. Только за последние 4 года для оснащения техцентров из разных источников направлено около 60 миллиардов рублей. Основное количество средств выделялось для обслуживания тракторной и комбайновой техники.

С каждым годом она требует к себе все большего внимания. Дело в том, что количество отработавших гарантийный период тракторов постепенно возрастает. Обеспеченность хозяйств ими в целом составляет около 47 тысяч, их них энергонасыщенных примерно 4 тысячи, в том числе на гарантийном учете 1600 единиц. Эти самые 4 тысячи как раз и определяют во многом ситуацию на весенне-осенних полях, да и в другое время. А значит, требуют к себе соответствующего отношения. Однако проведение ТО у некоторых сводится к замене масла и фильтров, что, собственно, могут сделать и в сельхозпредприятиях. При выездном ТО подобные работы обходятся очень дорого, их стоимость увеличивается наполовину. Поэтому некоторые хозяйства отказываются от такого вида услуг, теряя потом на этом еще больше.

— На базе агросервисов действует 25 технических центров по обслуживанию тракторов, — включается в разговор начальник отдела технического сервиса РО «Белагросервис» Николай Пищик. — Но такого количества недостаточно, на что в свое время обращал внимание и глава государства. Чтобы обеспечить нормальное обслуживание, необходимо расширять сервисную сеть и таким образом сокращать радиус обслуживания до 2—3 районов и до 50—70 километров, чтобы в течение часа специалисты могли доехать до самой дальней точки. К тому же появится возможность доставлять на обслуживание технику именно в центры, а значит, и более качественно проводить обслуживание.

Участники семинара затрагивали немало и других проблем по обслуживанию энергонасыщенных тракторов, других видов техники. Некоторые из них требуют решения на более высоком уровне. А это означает, что речь о наболевшем пойдет на предполагаемой совместной коллегии Минсельхозпрода и Минпрома. Так как некоторые технические «болезни» легче поддаются лечению совместными усилиями, чем в одиночку.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter