Если за дело берется хозяин

Грамотный маркетинг при производстве сельхозпродукции нужен не меньше,чем при выпуске косметикиПолгода назад Президент страны Александр Лукашенко во время рабочей поездки в Минскую область посетил филиал сельскохозяйственного комплекса ЗАО “Витэкс”. Увиденное там дало ему повод заявить, что политика передачи частникам убыточных сельскохозяйственных предприятий дает положительные результаты. Глава государства прав. Предприниматели, даже если они поначалу не были в восторге от нового приобретения, но, как люди деловые и ответственные, стараются извлечь из него максимум пользы. Напомним, около четверти убыточных белорусских хозяйств по президентскому указу обрели новых хозяев из числа успешных частных и государственных предприятий страны. На примере того же филиала сельскохозяйственного комплекса ЗАО “Витэкс” можно сказать, что эксперимент удался.

Это сегодня он так называется, а четыре года назад именовался СПК “Теплень”, работникам которого хвастаться было нечем. По всем показателям сельхозорганизация находилась на 16 -м месте из... 16 хозяйств Узденского района. Она была в таком плачевном состоянии, что некоторые специалисты предлагали районным властям ее ликвидировать. Трудно сказать, как сложилась бы судьба СПК “Теплень”, если бы в 2004 году его не приобрело ЗАО “Витэкс” — крупнейшее предприятие в Беларуси по производству косметической продукции под торговыми марками “Белита-Витэкс”.
— А ведь наши пути с этим хозяйством могли разойтись, — вспоминает генеральный директор ЗАО “Витэкс” Виктор Терещенко. — Нам предлагали выкупить “Авангард” в Крупском районе. Мы прикинули: далековато он от Минска находится, и если брать его на баланс, то именно по причине отдаленности возникнут сложности в работе. Попросили хозяйство поближе к столице, и нам дали самое слабое в Узденском районе. В СПК “Теплень” не было ни одной нормальной фермы для содержания скота, техника была практически вся изношена, не хватало многих специалистов. А долгов на тот момент было на сумму 1 миллиард 250 миллионов рублей. Но уж коль его взяли, то пришлось поднимать. И подняли. Долги выплачены, купили новую современную технику, а старую отправили в утиль. За первые два года сдали около 200 тонн металлолома.
Можете представить, в каком состоянии была молочнотоварная ферма “Проходы”, если один из ее коровников, который начали ремонтировать, полностью развалился. Новые владельцы хозяйства приняли решение старую постройку снести, а на ее месте возвести  новый животноводческий комплекс. Сегодня сюда приятно зайти: ни грязи, ни специфического запаха. К слову, животноводческого помещения такой конструкции в Минском регионе больше нет. Он выполнен не из привычных железобетонных конструкций, а представляет собой металлический модуль с утеплителем между металлическими обшивками. И что немаловажно, обошелся дешевле, чем строительство типовых животноводческих комплексов. Опыт ЗАО “Витэкс” в этом деле уже взят на заметку руководителями многих районов.
Рядом — похожий модуль, но только для хранения сена. Кстати, о кормах. Раньше их в СПК “Теплень” было мало, да и качеством страдали. Сегодня хозяйство имеет полуторагодичный запас кормов и ставит задачу иметь его на два года вперед. По зерну такой запас практически уже есть. Сена тоже достаточно, в прошлом году его заготовили в два раза больше, чем в позапрошлом.
Здесь же на территории фермы построен убойный цех. Поскольку у хозяйства есть своя столовая, к слову, поставляющая обеды и на головное предприятие в Минск, то руководство ЗАО “Витэкс” посчитало, что выгоднее убой бычков производить на месте, чем на мясокомбинате. Осталось на ферме “Проходы” только отремонтировать бытовые помещения и благоустроить часть территории.
Можно и дальше перечислять, что в филиале сельскохозяйственного комплекса ЗАО “Витэкс” сделано за три года с хвостиком. Отметим главное: за это время новые хозяева вложили в него более 10 триллионов рублей, что позволило создать крепкую материально-техническую базу, полностью обновить парк техники, провести реконструкцию ферм. В результате сельхозпредприятие вышло на лидирующую позицию в районе по урожайности зерновых — 34 центнера с гектара вместо прежних 11 центнеров; утроило продуктивность молочных ферм — с 1180 килограммов надоя молока на одну корову в год до 5650 килограммов; среднесуточные привесы на откорме бычков превысили 1 килограмм. В два с лишним раза увеличена зарплата работников (до 600 тысяч рублей). И все это вкупе с активным строительством жилья и созданием достойных условий труда и быта вызвало приток молодых кадров в деревню.
Вложенные косметической компанией триллионы рублей в свой сельскохозяйственный филиал отнюдь — не благотворительность. Он должен приносить прибыль. Новые владельцы СПК начали с подъема традиционных отраслей — растениеводческой и животноводческой. Но параллельно реализовывают и проекты нетрадиционного производства продукции, необходимой для головного предприятия. ЗАО “Витэкс” активно занимается децентрализацией производства, перемещая его в малые города и сельские населенные пункты. К примеру, в деревне Теплень создается промышленная зона, где появятся два цеха — по производству экстрактов трав, что позволит перейти на выпуск импортозамещающей продукции, тары и упаковки. Запущено швейное производство, где шьют чехлы для наборов косметики. На 55 гектарах разбит плодовый сад, впоследствии появится и цех по переработке фруктов на соки, джемы, повидло. Есть у филиала СХК ЗАО “Витэкс” и своя пасека на 200 пчелосемей. Продукты пчеловодства используются при изготовлении косметики, а излишки реализуются населению.
В планах предприятия строительство на центральной усадьбе хозяйства еще одного магазина, который будет торговать как продуктами, так и промышленными товарами. Неподалеку появятся стадион, летняя эстрадная площадка. Одним словом, грамотный маркетинг необходим и сельскому хозяйству.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter