Если юг оказался вдруг...

Пока мы отдыхаем, инфекции ударно трудятся
Пока мы отдыхаем, инфекции ударно трудятся

Лето для отдыхающих — время разбрасывать камни, осень для дерматовенерологов — время их собирать. Так шутят в народе. И хотя статистика действительно фиксирует в конце августа всплеск обращений по поводу «болезней любви», медики не винят в этом одни только курортные романы. Лето ли, зима ли — большой разницы нет: в Минском областном кожно–венерологическом диспансере ежедневно анализ на ИППП (инфекции, передающиеся половым путем) сдают от 10 до 30 человек.

Вот и сейчас с «югов» вернулась уже не одна волна отпускников, а в коридорах диспансера никакого ажиотажа. Есть паспорт — обращайся в регистратуру по месту жительства. Нет — называйся хоть принцессой Дианой, плати в кассу и прямиком к врачу. Вся процедура, по словам милой девушки «под номером 2258», занимает не более 15 минут. На жертву курортного романа она не похожа: пришла по совету районного гинеколога, чтобы «подстраховаться» перед рутинной операцией. «Понятия «завозная» или «южная» инфекция у нас вообще не существует, — рассказывает заведующий консультационно–методическим отделом областного кожвендиспансера Вячеслав Рослик. — Венерические болезни и ИППП — инфекции интернациональные. Более того, если сифилис проявляет себя в среднем через 3 — 4 недели, гонорея — в течение нескольких дней и в большинстве случаев люди сами могут заподозрить неладное, то проблема ИППП в том, что их инкубационный период длится подчас до 2 месяцев и инфекция никак себя не выдает. И как определить: привез наш пациент «сюрприз» с курорта или нет? Люди же годами носят инфекцию в себе, ничего не подозревая, но заражая других. А выявляем мы ИППП чаще всего случайно, посреди полного, как казалось, благополучия. Распространенная ситуация: женщина счастлива в замужестве, ждет ребенка, но у нее случается выкидыш. Причина — хламидиоз от давнего кавалера».

Парадоксально, но факт: сифилис и гонорея, в нашем понимании — болезни «стыдные», сегодня беспокоят врачей чуть ли не меньше, чем инфекции, чьи названия еще лет 15 назад не сказали бы среднестатистическому пациенту абсолютно ничего. Судите сами: за полгода в Минской области зарегистрировано 214 случаев сифилиса и 416 гонореи, тогда как за весь прошлый год одного только трихомониаза — более 4.000 случаев! В целом же по всем ИППП больных наберется свыше 10 тысяч. Раньше такие инфекции наука просто не умела выявлять. А ведь именно ИППП — нередко причина бесплодия, воспалительных заболеваний репродуктивной сферы как у женщин, так и у мужчин, вплоть до импотенции. Даже пневмония, даже поражение суставов, даже заболевания глаз могут иметь вполне конкретную отправную точку, которую найдет именно дерматовенеролог. Что самое примечательное, две трети тех, кто сдает анализ на ИППП, получают на руки результаты неутешительные. Впереди у них — курс лечения, нередко длительного и дорогостоящего.

По словам Вячеслава Рослика, оценить истинный масштаб разгулявшихся «любовных» инфекций вообще достаточно сложно. Ведь тысячи пациентов — это вершина айсберга. Врач должен не только вылечить больного, но и до конца раскрутить эпидемиологическую цепочку — найти все предыдущие звенья. А как это сделать, если и имя «той девушки» парень наутро вспоминает с трудом? Если даже по сифилису в прошлом году удалось отследить лишь каждый третий источник, по гонорее — лишь каждый четвертый? Вячеслав Рослик рисует типичный портрет «особо опасных сексуальных партнеров»: молодые люди от 20 до 29 лет, активные во всех смыслах этого слова. Каждый третий на вопрос о социальном статусе бодро отвечает: «Нигде не работаю!» Что означает в переводе: подвизаюсь в коммерции... Трагедии из диагноза делать сегодня не принято. Если сифилис для молодежи — нечто вроде гриппа, то ИППП — вообще «насморк». То, что даже презерватив не дает 100–процентной гарантии безопасности, знают единицы. Зато есть категория «продвинутых» — они приходят проверяться каждые 3 месяца. Одни — потому что любвеобильны, других гонит предчувствие, а у третьих повод, прямо скажем, небанальный. Уже не единожды в диспансер приходили будущие супруги. Мол, подписываем брачный контракт, а там есть пункт о здоровье, хотим обследоваться оба — расставить точки над «i». Вас это шокирует? Может быть, и напрасно. Как замечают дерматовенерологи, уж лучше проза жизни сейчас, чем семейная трагедия завтра. Недаром ВОЗ вполне официально рекомендует всем людям активного возраста сдавать анализ на ИППП раз в год. И не обязательно после отпуска.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter