«Если вас одолеет скука»

...и вы обратитесь в «Белинтурист»: что из этого выйдет?
...и вы обратитесь в «Белинтурист»: что из этого выйдет?

В мире немало стран, соизмеримых с Беларусью по площади и численности населения, даже уступающих ей по красоте девственной природы, бюджеты которых обильно питает туристическая валюта.

Въездной туризм является, по существу, экспортной отраслью: иностранец привозит к нам свои деньги. Зато выезжающие за границу наши земляки вывозят и валюту. Баланс таков: за границу ежегодно выезжают миллион четыреста тысяч граждан Беларуси, а въезжают в страну чуть больше 60 тысяч гостей... Почему сохраняется это неприличное, недопустимое соотношение? Почему воз нашего туризма продолжает оставаться на одном месте, хотя призывы — и требования! — развивать эту отрасль не раз провозглашались на высоком государственном уровне? Корреспонденты «СБ» попытались выявить наиболее слабые места въездного туризма.

«Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет скука...» — известные с детства строки Маршака. Но «Мистер Твистер» — уже не совсем классика: расовый пафос сочинения нынче звучит неактуально. Зато мой иностранный друг — почти мистер Твистер. Владеет если не пароходами, то строительной компанией. Строит не только в своей стране, а уж туристом объездил и повидал все: от пирамид до Ниагары. Но я хотел бы пригласить его в Беларусь и чем–то сильно удивить.

В столь серьезных делах я доверяюсь фирмам проверенным. В особенности тем, в названии которых имеется сокращение «бел.», что означает «белорусский». Такую привилегию у нас имеют предприятия государственные.

Реклама с подобным названием не попадается, зато в одной из газет нахожу интервью с гендиректором РУП «Белинтурист» Марией Филипович. Публикация юбилейная — недавно фирме исполнилось 50 лет. Да, припоминаю: по этому поводу «Белинтурист» дал большой банкет... Привлекает заголовок: «Быть чересчур скромным в публичной деятельности нельзя». Значит, фирма энергичная и агрессивная. Хороши также подзаголовки: «О формуле успеха», «И сразу в дамки?» То, что надо! Фирма, очевидно, с давними традициями, успешная и амбициозная. Мой друг будет доволен.

Излагаю просьбу. Исключительно любезно мне говорят: за ваши деньги — любой каприз! Называют Мир, Полоцк, заповедники... Какой уровень комфорта, спрашиваю, вы обеспечите моему искушенному гостю в провинции? Говорят: у нас искушенные иностранцы чаще предпочитают экзотику, отсутствие комфорта. Иные, мол, готовы в хате на полу спать... М–да... Печаль в том, что эту экзотику мой друг видывал еще 30 лет назад, когда учился в минском вузе. Еще печальнее, что другие фирмы, куда я адресовал ту же просьбу, предлагали почти то же самое!

Признаюсь, что свой досуг и отдых я всегда устраивал сам, в туристическую сферу «ткнулся» впервые. Поэтому первое неприятное удивление порождает уже профессиональное любопытство. Неужели за минувшее время в стране, пережившей смену эпох, не возникли новые, привлекательные туристические изюминки?

«Да, наши многочисленные турфирмы топчутся фактически по одному исхоженному полю, кормятся от одного турпродукта, — подтверждает Валентин Цехмейстер, исполнительный директор Белорусского союза туристических организаций. — Примеров интересного и эффективного инвестирования в индустрию туризма в стране практически нет!»

После долгого общения с Валентином Викторовичем понимаю: об индустрии как таковой вести речь не приходится. Поскольку об этом слишком много говорится, но не более того. Собеседник приводит пример с Литвой, чей исторический и ландшафтный потенциал едва ли превосходит наш, белорусский. Море, правда, дает литовцам немалые преимущества. Зато их территория заметно уступает нашей. Однако соседняя страна приняла в прошлом году около 5 млн. иностранцев, а Беларусь — почти в сто раз меньше!

В разговоре часто фигурирует и «Белинтурист», но почему–то как концерн. Уточняю: концерн или турфирма? Оказывается, еще в октябре 1996 года специальным указом был создан именно Национальный туристический концерн «Белинтурист». Ему, очевидно, и отводилась особая роль в формировании инфраструктуры и политики в сфере туризма. Справился концерн или нет? Ответ подсказывает факт: сегодня это уже не концерн, а именно турфирма, всего лишь одна из многих.

Это обстоятельство заставляет меня внимательнее прочесть «парадное» интервью и вновь заняться статистикой, сопоставляя актив и пассив.

50 лет на рынке — это, конечно, хорошо. Но в прежние времена, будучи еще монополистом в лице всесоюзного «Интуриста», фирма держала 100 процентов рынка. Сейчас, по словам директора «Белинтуриста», 10 процентов. Взлет или падение, успех или поражение?..

«Серьезным экзаменом для компании стало обслуживание почти 800 участников «Лесной недели», — сообщает в интервью гендиректор Мария Филипович. Надо же! А я вспоминаю события последних дней из утренних сообщений телеканала «Евроньюс»... Всемирный джазовый фестиваль (забит 6–тысячный зал) во французской деревеньке Марсиак. Театральный фестиваль в Эдинбурге: миллион купленных билетов! Не говорю уже о чемпионате в Хельсинки. Обычное, в сущности, дело! Подобные события едва ли не ежедневно проходят в одной из столиц. И везде толпы гостей устроены, накормлены, обеспечены услугами и развлечениями. Стоит ли норму турбизнеса представлять как «серьезный экзамен»?

Зато немалая часть интервью посвящена жалобам: слабо развит провинциальный сервис, высоки цены, мало у нас буклетов и проспектов, достойно рекламирующих Беларусь... На последней выставке в Берлине, мол, украинцы потратили на свой стенд 5 млн. евро и рекламировали себя агрессивно и громко. А белорусы, дескать, отжалели всего 7 тысяч и сидели тихо. Позвольте, а кто мешает вести себя иначе и тратиться (инвестировать!) энергичнее?

Одна из участниц белорусской экспозиции оценила итог выставки так: «Считаю, что мы упустили время. Потоки зарубежных туристов растекаются между Украиной и Прибалтикой, а нашу страну иностранцы будут попросту объезжать».

Но разве «Славянский базар» не доказывает обратное? Можем и мы создавать изысканный культурный (а заодно и туристический) продукт! Есть ли примеры подобного успеха в «Белинтуристе»? Увы, визит непосредственно в офис компании ответа не дал.

Офис, кстати, расположен в идеальном месте — в излучине проспекта Победителей, на пути от гостиницы «Юбилейная» к «Планете». Это все равно что иметь офис на Елисейских полях, на Пиккадилли или Тверской... Уже это — немалая льгота, преференция. Не говоря о других. «Белинтурист», например, имеет приоритетное право на «зеленый коридор» (ускоренный пропуск автобусов через границу), другие фирмы вынуждены заказывать эту «услугу».

Помещений и сотрудников в офисе немало, но из посетителей, похоже, я был один. Мои вопросы были просты. Инвестирует ли «Белинтурист» в инфраструктуру отрасли? Создает ли новые, уникальные, собственные туристические продукты или пользуется готовыми, чужими?

Ответы: пользуемся главным образом готовыми проектами. Не инвестируем. Кое–какие планы есть, но они требуют согласования, т.к. «мы не частная организация». Пожаловались. Мол, фирма лишилась своих отелей, мотеля и кемпинга, базы в Шабанах. Фактически осталась одним из посредников в оказании туристических услуг. Вероятно, может лишиться и льгот по арендной плате. Зато процентные показатели нам постоянно увеличивают...

С учетом всего этого в пассив ложится даже такой аргумент, как «кузница кадров». Из «Белинтуриста», мол, вышли руководители многих ныне успешных туристических организаций. Но разве хорошие кадры уходят из перспективной компании?..

Подчеркну, что искренне желаю «Белинтуристу» процветания. Но, поскольку в нем не служу, не обязан его рекламировать, выдавая норму (тем более сдачу позиций) за выдающиеся достижения... Зато вынужден заметить, что «потемкинские деревни» в стране, строго говоря, не поощряются. Если называть вещи своими именами, то РУП «Белинтурист» — бывший монополист, бывший концерн, бывший владелец доходной недвижимости — оказался у разбитого корыта. Судя по «размаху», у нынешнего менеджмента, ослабленого полуторадесятилетними «войнами», «делением почкованием» и т.д., которые, по сути, развалили преуспевающую отрасль, шансов справиться самим мало. Необходимы системные государственные решения: законодательные, кадровые и другие. Почти все нужно начинать заново. Но не очень понятно, что и как «Белинтурист» намерен начинать, чтобы сохранить хотя бы офис в престижном месте. В разговоре на столь проблемные темы, согласитесь, даже в дни юбилея желательно слышать не фанфары.

...В самом конце упомянутого интервью я нашел–таки изюминку, собственный продукт «Белинтуриста». Фирма намерена организовать тур «10 дней в солдатской шинели». Но это для моего иностранного друга, пожалуй, уж слишком экзотично. Боюсь, что с приглашением придется повременить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter