Если вам за 30, есть ли надежда выйти за принца?

Размышления девушки на выданье после премьеры. Чем фильм «Секс в большом городе» отличается от сериала?

Размышления девушки на выданье после премьеры. Чем фильм «Секс в большом городе» отличается от сериала?


«Почему на свете столько прекрасных незамужних женщин и совсем нет прекрасных неженатых мужчин?» — задавалась вопросом Керри Бредшоу в первой серии популярного сериала. Посвятив изучению брачного рынка около 10 лет «полевых исследований» и два года осознанного поиска ответов в работе над магистерской диссертацией на тему «Новая одинокая женщина в постсоветской Беларуси», рискну сказать, что Керри ошибалась. Привлекательных холостяков среднего возраста ничуть не меньше, чем завидных невест. Просто мужской поиск второй половинки выглядит менее драматично и не так бросается в глаза. Все дело в том, что женщины могут рожать. И большинство из них хотело бы растить своих детей не в одиночку. А к 30 годам обычно начинают тикать биологические часы.К таким выводам пришла я, проанализировав 10 интервью с женщинами в возрасте 29 — 35 лет, живущими в Минске, не состоящими в браке или стабильных романтических отношениях, с высшим образованием и доходом выше среднего.


Одиночки: белорусский случай


Каждая из десятерых отвечала на вопросы, что означает быть незамужней и не состоящей в паре женщиной «критического для решения о материнстве возраста». Как общество и сами женщины оценивают свое несемейное положение? Где и как сегодня ищут партнера? И вот какой стандартный жизненный сценарий я обнаружила. Учеба в вузе, часто послевузовское образование, затем активное продвижение по карьерной лестнице. К 30 годам мои героини достигли стабильного социального положения и вернулись к отсроченным матримониальным планам. Однако, по их словам, не могут найти мужчин соответствующего возраста и статуса для создания прочной пары и рождения детей! Средний брачный возраст у мужчин в современной Беларуси составляет 25 — 26 лет. К 30 годам многие из них уже определились. Тем не менее холостяки есть и их, согласно статистике, не намного меньше, чем незамужних женщин среднего возраста. Так в чем же дело? Кого ищут/ждут «подруги Керри Бредшоу» по эту сторону океана?


Со слов опрашиваемых женщин, от романтических связей они ожидают партнерства. В том смысле, что образование и материальное положение жениха должно быть не ниже невестиного. Более высокий уровень доходов при этом приветствуется. Кроме того, большинство упоминало, что ожидает от единственного также равного участия в домашней неоплачиваемой работе и уходе за детьми. Тогда как предшествующие опыты общения с потенциальными кандидатами в мужья показывали, что мужчины часто предпочитают держаться за устаревшие взгляды, которые назначали мужа главой семьи вне зависимости от того, чей доход выше, и освобождали от работы по дому. Такой уклад самостоятельные женщины–одиночки находят для себя несправедливым.


Тем не менее осознавая, что шансы встретить соответствующего мужчину невелики (запрос слишком сложен: составляющие успеха «мероприятия» — не только достаток и образованность, но и взаимная любовь), участницы моего исследования чаще всего оказываются неготовыми к поискам новых форм личной жизни. Большинство предпочитает не размениваться на связи, не имеющие брачных и репродуктивных перспектив, поскольку уже нет времени на ошибки, как в юности, и хочется решить проблему раз и навсегда. Женщины с удовольствием держатся за миф о том, что у всех людей есть вторая половинка, встреча с которой неминуема, и нужно просто еще немного подождать. Не имея возможности предугадать, произойдет ли эта встреча, одиночки откладывают планы относительно детей на неопределенный срок. В то время как тикающие биологические часы вселяют панику, что можно не успеть...


«Евангелие» от Кэндис Бушнелл


Какую роль в жизни современных незамужних женщин сыграл сериал «Секс в большом городе»? Популярно мнение о том, что «любовная одиссея на Манхэттене» — всего лишь телеверсия глупых женских журналов. Но американские социологи и культурологи в сборнике «Обсуждаем «Секс в большом городе» под редакцией Ким Акасс и Джанет МакКейб приходят к другим выводам. Они полагают, что героини сериала вместе со зрителями и создателями саги ищут новые сценарии женской судьбы и новые способы говорения о женском предназначении. Если в традиционном представлении женщина может быть реализована полностью только как мать и хозяйка, то подруги Керри Бредшоу бойкотируют неоплачиваемый домашний труд, затрудняющий реализацию женщин в профессиональной сфере. Они подменяют идеалы традиционного брака потреблением и сексом, направленным на удовольствие, а не на рождение детей. Дорогие туфли и случайные связи «манифестируются» вместо мужа и детей.


Большую роль в сериале играет женская дружба. Героини вместе посещают рестораны и Spa–салоны, занимаются шоппингом, разговаривают по телефону. Повествование акцентирует зрительское внимание на товарах и услугах определенного класса, которые потребляют Керри и ее подруги во время своих встреч. При этом, говорит Астрид Генри в вышеупомянутом сборнике, «женщины, предпочитающие поиску мужчин разговоры между собой, ведут подрывную деятельность», подразумевая подрыв патриархального представления о роли женщины.


Однако, несмотря на сформированный во многом благодаря сериалу положительный образ женщины–одиночки, потребляющей товары и услуги высокого класса, и на Западе остаются проблемы с осознанием себя в мире, где создание мифа о счастье, возможном лишь в браке, — это многомиллиардная индустрия. Даже сознательно делая выбор в пользу одиночного проживания, никто не хочет ассоциироваться со старой девой.


А что потом?


Недавно на вечеринке я встретила одну из самых печальных героинь своего исследования. Два года назад она говорила мне о желании покончить с собой из–за того, что нет надежды создать семью. Успешная и эффектная женщина считала свои шансы на то, что она сможет заинтересовать подходящего мужчину, нулевыми... В компании обольстительного красавца я узнала ее не сразу. Она излучала благополучие и намекала на грядущую свадьбу. В то же время в судьбе большинства других девяти женщин ожидаемых перемен пока не произошло. Тем не менее две из них стали мамами вне брака. Казалось бы, и нам вслед за Керри, Самантой, Мирандой и Шарлоттой самое время искать новый способ осмысления себя. Не через наличие или отсутствие партнера в жизни, но через осознание того, что собственное счастье не должно зависеть от других. И тут на экраны выходит полнометражный фильм «Секс в большом городе», который, кажется, рушит все надежды на попытку создания позитивного или хотя бы терпимого отношения нашего общества к тем, кто не нашел, не ищет или не хочет искать мужа.


На мой взгляд, этот фильм отбросил женское движение на 20 лет назад. Если сериал долгие годы убедительно говорил о том, что быть взрослой, незамужней женщиной не только не стыдно, но и очень даже круто, то фильм этот тезис опроверг. Ключевая фраза картины, озвученная персонажем редактора журнала «Вог», звучит так: «40 лет — это последний возраст, когда женщина в свадебном платье не выглядит глупо». Вероятно, общество еще не готово думать иначе. Разумеется, для тех, кому сейчас «вокруг 30», это хорошая новость. Есть еще время на поиски и размышления, чтобы успеть вскочить в последний вагон. Однако сам сюжет фильма, на мой взгляд, перечеркивает все революционные усилия сериала. Если в сериале «лучшими друзьями» Керри были туфли от Маноло Бланик, то в фильме они служат лишь средством достижения заветной цели — обручального кольца и прочих свадебных атрибутов. Словно по ошибке в фильм попадает эпизод, где Керри знакомится с девушкой, которая приезжает покорять Нью–Йорк и тут же его покидает, получив кольцо от бой–фрэнда из провинции. Но случайна ли эта сюжетная линия? Что мы видим за кадром? Возможно, этот эпизод говорит нам о том, что в настоящее время есть лишь два основных сценария женской судьбы: выходить замуж в положенное время потому, что так надо, или рисковать возможностью создать традиционную семью ради карьеры и многих связанных с ней бонусов.


Героини фильма «Секс в большом городе» часто повторяют слово «любовь». Однако описание самого феномена романтической любви в узких рамках «полного метра» остается плоским. Что такое та самая любовь, которую так долго ищут «синглы»? Что такого особенного в Мистере Биге, любви которого Керри добивается 10 лет? Ни яркости натуры, ни какой–то силы характера или обаяния Мистер Биг в картине не обнаруживает. Зато он единственный из ее многочисленных кавалеров может позволить себе купить роскошный пентхауз на Манхэттене и оборудовать его огромной комнатой для туфель Керри. Не в этом ли вся его привлекательность?


Когда одинокие женщины рассказывают о том, чего они хотят, довольно сложно понять, что они говорят, чтобы создать о себе определенное впечатление, когда они проговаривают свои истинные желания, а когда просто бездумно цитируют расхожие мнения. Однако суть ожиданий одиноких женщин от брачного партнера сводится к желанию не продешевить. В условиях глобального капитализма даже такая духовная, казалось бы, сфера, как любовь, коммерциализировалась. Активные участницы рынка, потребляя и понимая, кто они через потребление, воспринимают себя и потенциальных партнеров как продукт. В результате чаще всего возникает такая «вилка»: мужчины, готовые вступать с женщинами–«синглами» в прочные союзы, расцениваются как недостойные. А подходящие (более успешные, обеспеченные и т.д.) не видят привлекательными взрослых, самостоятельных женщин. И выбор Керри в пользу «или Мистер Биг, или никто» подтвердил мои догадки.


Все это не означает, что каждая незамужняя женщина должна повторить судьбу мисс Бредшоу. Фильм демонстрирует, что выбор все–таки есть, но он невелик. Кто–то «сойдет с дистанции», выбрав партнера с не самым высоким статусом ради счастья материнства, подобно Миранде. Кто–то примет решение быть одиночкой и наслаждаться каждым вызовом судьбы, как в случае Саманты. Кому–то, как Шарлотте, просто повезет... Но обязательно будут и такие, кто не встретит мужчину, которого захочется назначить единственным до 40, пока поиск еще выглядит приличным. А что после 40? Что предлагает женщине общество, которое, с одной стороны, приемлет свободу сексуального и потребительского выбора и позволяет женщине становиться автономной личностью, а с другой — по–прежнему хочет видеть ее помешанной на обручальном кольце? Освобождение, с одной стороны, и закрепощение — с другой, порождают противоречие в умах. И пока положение дел таково, каждая из нас может помочь себе, заглянув в себя и честно признавшись себе, чего же она хочет на самом деле. Найти друга? Найти любовника? Донора? Найти человека, который решил бы все наши проблемы? Кстати, насчет последнего. Меня, 33–летнюю женщину, не состоящую в браке, к счастью, осенило: такого человека в природе не существует! И понять это, я думаю, в нашем деле самое главное. Искать же друга или любовника проще, чем несуществующего героя...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter