Если у вас есть чек...

Взаимоотношения покупателя и продавца станут более корректными — правительство готовит ряд законодательных поправок Мобильные телефоны. Обувь, купленная на рынке. Бытовые услуги, прежде всего строительные. Это потребительский антирейтинг в Беларуси по итогам прошлого года, то есть группы товаров и услуг, на качество которых в 2006-м поступило больше всего жалоб. Только в Белорусское общество защиты потребителей обратилось свыше 30 тысяч человек, и 369 заявлений рассмотрены в судебном порядке. Государство постоянно обобщает те проблемы, с которыми мы сталкиваемся как покупатели или клиенты. На основании такой практики подготовлен проект изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О защите прав потребителей”. Будущие нововведения прокомментировала заместитель начальника управления защиты потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси Ольга КРАВЦОВА.

— В Беларуси хорошее потребительское законодательство. Особенно если учесть, что отечественное потребительское движение достаточно молодое. И тем не менее настало время заложить в главный потребительский закон страны новые идеи, которые подсказывает время.

“Филипс” перестанет быть недосягаемым
Импортер и официальный дилер изготовителя (а не только продавец и изготовитель) тоже должны нести ответственность перед потребителем за некачественный товар.
Сегодня потребитель очень часто не в состоянии добиться замены некачественного товара, его ремонта или возврата денег, если это товар зарубежного производства (холодильник, телевизор, мобильный телефон, микроволновая печь и так далее) и по истечении двух лет эксплуатации в нем проявился производственный брак. С такой проблемой столкнулись жители не только Беларуси, но и других стран. Иностранный изготовитель товара бывает либо недоступен, либо отказывается удовлетворять требования, зная о законодательном пробеле. Одним из способов выхода из ситуации является как раз введение дополнительного ответственного за качество товара — импортера и его официального представителя, уполномоченного на принятие претензий. По такому пути пошла с 2004 года Россия, и там зарубежные фирмы наконец-то стали полнее выполнять свои обязательства перед покупателем.

Затянули ремонт? Делайте скидку!
Гарантийная мастерская должна нести ответственность за нарушение сроков гарантийного ремонта.
На данный момент в случае нарушения мастерской сроков гарантийного ремонта истребовать с нее уплату неустойки или привлечь к иной ответственности практически невозможно.

Импортная обувь: гарантия — не менее 30 дней
Гарантийные сроки, установленные в Беларуси для отечественных товаров и услуг, должны распространяться на товары и услуги и иностранного производства.
Например, на стиральные машины белорусских производителей государство требует гарантии качества минимум в течение трех лет, на телевизоры и холодильники — двух лет, на обувь — до 70 дней и так далее. Однако в нашей стране отсутствует жесткое законодательное предписание о распространении этих требований на иностранные товары. В результате, скажем, на рынках продается обувь с гарантийным сроком всего две недели. Мало того что страдает потребитель, так еще изготовители и продавцы отечественной обуви оказываются в менее выгодных условиях по сравнению с изготовителями и продавцами иностранных аналогов.

Что делать с просроченным шампанским?
При хороших результатах экспертизы может быть разрешена реализация продовольственных товаров с истекшими сроками хранения. *
Сегодня только по непродовольственным товарам можно получить разрешение на их реализацию по истечении сроков хранения. Реализация же продовольственных товаров как по истечении сроков годности, так и по истечении сроков хранения всегда была запрещена. Однако не пришло ли время пересмотреть подходы? Срок хранения отличается от срока годности. Истечение срока хранения не означает непригодность товара к использованию, а только свидетельствует, что товар может утратить некоторые из заявленных свойств. Изготовители и поставщики продовольственных товаров, на которые устанавливаются сроки хранения, настаивают на нецелесообразности существующего запрета и уверяют, что в случае его отмены права потребителей не будут ущемлены.

А что, если мобильник попадет под дождь?
При дистанционном приобретении товаров (например, по образцам из каталогов или через Интернет) продавец еще до заключения договора купли-продажи обязан представить потребителю информацию о своем наименовании, реквизитах, лицензии, основных потребительских свойствах товара, условиях пользования, приобретения, доставки, цене, порядке оплаты, сроках службы, годности, хранения и (или) гарантийном сроке.
Указанная норма является очень важным нововведением: она нужна и потребителю для четкого представления, что именно он заказывает, когда у него нет возможности непосредственно изучить товар, и продавцу — чтобы предотвратить отказ покупателя от доставленного ему товара и не понести непредвиденные расходы. Если речь идет об Интернете, то указанная информация должна быть размещена на сайте.

Таксист, выпиши мне справку!
Требование потребителя о возмещении причиненных ему убытков должно быть документально подтверждено.
Довольно часто возникает ситуация, при которой продавец или изготовитель не может удовлетворить требование потребителя о возмещении убытков ввиду отсутствия их подтверждения. Например, был случай, когда потребитель вместе со стоимостью некачественной мебели требовал от продавца компенсировать еще и стоимость ее доставки в размере 90 тысяч рублей. Требование правомерное, но доставку разово произвело физическое лицо, никаких расценок на услугу у него быть не могло, и потребитель не предъявил доказательств понесенных убытков. Стоимость же доставки на данное расстояние в транспортной организации, работающей по договору с продавцом, оказалась значительно ниже. Ввиду необходимости соблюдения требований финансовой и расчетно-кассовой дисциплины продавец не смог удовлетворить претензии потребителя и как результат — конфликтная ситуация.

Контролеров не должно быть слишком много
Контрольные проверки общественных объединений потребителей должны сопровождаться составлением актов, и в случае выявления нарушений каждый такой акт должен в трехдневный срок направляться для рассмотрения в государственные органы. Кроме того, контрольные мероприятия в отношении одного и того же продавца (исполнителя) общественные объединения потребителей могут проводить не более одного раза в год.
Поправка предлагается в связи с увеличением количества нареканий от работников сферы обслуживания на проведение контроля

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter