Жак‑Ив Кусто и его морская одиссея

Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от нее отказываться

Любая наука остается академической, пока не станет понятной обывателю. Держать в руках сотовый телефон гораздо интереснее, чем читать научный трактат о распространении волн, углубляясь в мудреные ряды формул. Загадочные и опасные морские глубины 65 лет назад приоткрыли свои тайны. На кинофестивале в Каннах документальный фильм «Мир тишины» получил главный приз. Зрители и солидные кинокритики как завороженные следили за реальными событиями, где в главных ролях были не профессиональные актеры, изображающие выдуманных сценаристами персонажей, а команда маленького суденышка «Калипсо». Водолазы‑ученые день за днем бросали вызов морской стихии. С этого громкого успеха в мае 1956 года началась эра популяризации подводных исследований. Капитан корабля Жак‑Ив Кусто стал человеком, о котором заговорил мир.


Первопроходцев толкает любопытство, а следом идет наука

Его увлечение начиналось как у каждого из нас. Достаточно надеть маску и нырнуть на глубину, как в человеке просыпается исследователь и охотник. Кто в детстве не ловил маленьких крабиков, беспечно снующих по дну Черного моря? Пораженные красотой загадочных глубин, воспетых еще в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», мы рисовали картины в своем воображении. Фильмы Кусто открыли этот таинственный мир через объектив кинокамеры. Одержимый техническим прогрессом в начале 1950‑х, он словил момент, словно волну. 

Путешествия, о которых Жюль Верн мог только мечтать, стали доступны. Цветное кино дарило богатство красок, а развитие техники позволяло погрузить съемочную камеру на глубину. Подвод­ный восторг можно было не только передать словами, но и показать. Сделать любого человека пассажиром своего кораб­ля, удивить полыхающими красками коралловых рифов или необыкновенной расцветкой морских обитателей.

Уже первыми фильмами Кусто во многом изменил образ ученого в глазах людей, далеких от науки. На «Калипсо» мы не видим серьезных «за­учек» в белых халатах. Исследователи океана похожи скорее на повзрослевших мальчишек, с горящими глазами радостно машущих вслед ныряющим дельфинам. Они не диванные эксперты. Каждый факт проверяют на практике. Иногда забавляются, безобразничают… Но в то же время любое погружение — это опасная работа, где нет мелочей. На экране увлекательное действо, настоящий квест, далекий от расхожих стереотипов про «очкариков‑ботаников».

Большинство новичков в документалистике думают, что должны продемонстрировать свою оригинальность. Они преувеличивают, умничают вместо того, чтобы просто передать то, что видят, — так, как видят

Сегодня, когда в каждом телефоне скрыта камера, документальный отчет о приключениях может представить любой желающий. Достаточно вынуть из кармана гаджет, нажать «пуск» — и все увиденное спустя минуты станет достоянием миллионов глаз. Кусто наряду с известным норвежским путешественником Туром Хейердалом, как никто другой, причастен к разогреванию аппетитов любительской тележурналистики. Возможностей проявить себя стало несравненно больше. Между тем фрагменты давних фильмов воспринимаются порой неоднозначно, возможно, даже дико. Еще шестьдесят лет назад, например, никому в голову не приходило возмущаться некоторыми проделками. Команда Кусто развлекается катанием на черепахах. Для общественного мнения ХХI века это кажется кощунством по отношению к животным, но открути колесо истории еще дальше — никого не смущали бы трюмы кораблей, забитые живыми черепахами, которых моряки грузили на борт просто для пропитания…

Документальное кино — это не только бегущие картинки, но и срез нравов, бытовавших десятки лет назад. Архив времени более жесткого, когда люди, даже выступающие в защиту окружающей среды, гораздо меньше преклонялись перед ней. Вторгаясь в лоно матери‑природы, человек остается собой: он может быть любопытным или безразличным, жестоким или благородным. 
В фильмах Кусто человеческая сущность не прячется за ширмой благодетельности. Она выносится напоказ всей палитрой красок. Правда жизни — одна из важных ценностей многочисленных историй. 

Большую часть истории человеку приходилось бороться с природой, чтобы выжить. В этом столетии он начинает понимать: для того чтобы выжить, он должен защищать ее

В Советском Союзе неутомимый француз был желанным гостем. Мы знакомились с его приключениями сначала от случая к случаю в программах «Клуб кинопутешественников» и «В мире животных», а в годы горбачевской перестройки Центральное телевидение показало большой сериал «Подводная одиссея команды Кусто». Еще не было возможности смотреть специализированные научно‑популярные каналы, и эти фильмы стали окном в огромный мир. Наряду с мультфильмами Диснея и публицистическими программами сериал глубоко прописался в памяти. С годами мы храним то, что поразило наше воображение. Интернет‑форумы пестрят вопросами: «а в какой серии Кусто ездил вот на этом автомобиле?» или «где найти историю о ядовитой морской гадюке, нападающей на девушек‑аквалангисток?» Если к этим эпизодам возвращаются, значит, авторы сериала достигли цели.

В наши дни многие сюжеты кажутся наивными. Вот человек с аквалангом показывает, как он легко проплывает между коралловых рифов, ныряет в пещеру, играет с морскими звездами или кормит рыбок… Сегодня достаточно отправиться на морской курорт, чтобы по­участвовать в этом лично. Четырехчасовой перелет — и египетские отели предлагают отдыхающим дайвинг, располагая собственными инструкторами и яхтами. Для новичков — круиз по популярным точкам, для людей с опытом — индивидуальные погружения, охота... 

За впечатлениями даже не нужно отправляться на курорт. Посмотреть обитателей морского царства можно в многочисленных океанариумах, где над головой будут проплывать дельфины или морские котики. Подобных сооружений достаточно разбросано по всему миру. Индустрия развлечений готова удовлетворить запрос каждого. Всем этим разно­образием мы во многом обязаны именно Жаку‑Иву Кусто — романтику приключений, заложившему устойчивый интерес к подводной фауне, этакому Жюлю Верну ХХ века. «Люди уважают и защищают то, что они любят, и чтобы заставить их полюбить море, они должны быть изумлены настолько, насколько это возможно», — считал Кусто, неуклонно следуя этому убеждению.

В океане нет места смерти — там всегда будет царить жизнь

Он прожил долгую просоленную морем жизнь. Не боялся палящего солнца, штормового ветра и леденящих брызг. Жак‑Ив Кусто — один из тех, кто нас, сухопутных белорусов, влюбил в море. Не зря мы бросаем монетки на память или храним ракушки рапан, чтобы дома, за сотни километров от морских берегов, услышать нечто подобное на тихий шепот прибоя. Конечно, ракушка лишь отдаленно имитирует тот самый звук, но разве это так принципиально, как возвращаются к тебе воспоминания о приятно проведенных днях?

Красная шапочка

Красная шапка — один из атрибутов Кусто. Она дань уважения старому водолазному шлему, который носили с шапкой, чтобы смягчить нанесенные им удары. Цвет восходит ко временам исправительной колонии в Тулоне, когда осужденных, отмеченных красной шапкой, отправляли для опасных операций в водолазных костюмах.

Акваланг или Aqua lung

Называя подводное снаряжение аквалангом, а водолазов — аквалангистами, мы даже не подозреваем, что это не международный термин. В мире словом «акваланг» определяется исключительно продукция фирмы Aqua lung. Жак‑Ив Кусто придумал данное название (в переводе дословно — «водяное легкое») для выхода своей компании на американский рынок. Однако на территории бывшего СССР понятие получило куда более широкое значение.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter