Агитканалы, финансируемые из заграничных источников, снова вздыбились: видно, до дрожи не дают покоя некоторым любителям мальчиков белорусские дети

Если телефон вместо мозга...

Поводом для истерики «нехтианцев», очередная «тележка» которых на днях признана экстремистской, стали всего лишь свежие материалы для проекта «ШАГ» — «Школа Активного Гражданина». Это они еще пропустили, к примеру, масштабный патриотический форум «За нами страна. Мы — лицо государства!», который в среду прошел в Институте пограничной службы. Там и выставка БГУИР «Они сражались за Родину», там и выступление оркестра Белорусской государственной академии музыки с композицией «Они нас вдохновляют». В общем, много чего они пропустили, из Варшавы плохо видно. Особенно если даже в школьной программе плаваешь. Прямо как у некоторых пятиклассников: не понимают сложный учебник — приходится растолковывать. Продолжаем ликбез.

Что взволновало оппо-телегу? Присмотрелась к скриншотам, где они выделили маркером особенно «впечатляющие» места. Оказывается, не по душе им тема «В единстве народа — сила независимого государства». Отрицают необходимость рассказать школьникам, что «в нашей истории немало примеров самоотверженности, милосердия, тяжелейших испытаний и грандиозных побед». Кипятком готовы п…лакать, читая, что «патриотизм, народные ценности и нравственные идеалы, подлинная сплоченность общества, основанные на общем прочтении исторических христианских традиций и видении будущего, — это основополагающие концепты народного единства». Видимо, пропаганда совершенно других традиций им намного ближе. Как в снятом недавно агитационном ролике украинской армии, где новобранец целуется с «другом» или «мужем». Да пусть они там сами разбираются, лишь бы эта «традиция» до пропаганды в школах не дошла.

Правдивая история вообще не по душе любителям фейков и искажения фактов. Вот, к примеру, зеленеют и тем же маркером подчеркивают: «I Всебелорусское народное собрание состоялось 19—20 октября 1996 года в Минске. В этот период перед республикой, выходившей из кризиса начала 1990-х, стояли серьезные задачи. Нужно было остановить инфляцию, сократить дефицит госбюджета, не погрязнуть в долгах. Все ключевые проблемы, с которыми сталкивалась страна, были вынесены на обсуждение делегатов первого Всебелорусского форума». И здесь Степана заносит в крутое логическое пике:

— Когда в школах начинается пропаганда патриотизма, это означает, что в государстве что-то идет не так. Если детей надо учить любить Родину, значит, Родина не любит своих детей.

Очень интересно, в какой это стране он такое заметил? Так, в польских школах уже с 2015-го активно занялись не то что факультативом — ввели курсы военной подготовки. Уже в 2018 году более чем в сотне школ. Возможно, сейчас цифра выше. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан еще четыре года назад поручал министерствам обороны и трудовых ресурсов разработать программу военно-патриотического воспитания, которая должна лечь в основу национальной учебной программы. Не зря наш министр иностранных дел предупреждает о раскручивании спирали новой гонки вооружений. Было бы очень странно, если бы мы сидели в это время и не пытались оградить своих детей. Не только от беспамятства, но и от глупости.

А какой именно — укажу на примере того же Путилы и его «образованной» команды. «Ой, горит, — причитала тележка на днях, — горит флаг России на бизнес-центре «Дана Молл» в столице Беларуси». Забеспокоились, застрочили: «Это такой элегантный способ намекнуть о потере суверенитета?» Невдомек недоучившим курс географии уровня средней школы, что это флаг вовсе не российский, а сербский. И символизирует он, сменяясь по очереди на фасаде с белорусским, дружбу с этой родственной нам христианской страной, бизнесмены из которой много чего построили в республике. Уже в 2019-м больше миллиона «квадратов». Впрочем, некоторые пекутся про «бурыць», а не строить.

Бизнес-центр компании братьев Каричей нужно упомянуть в связи с еще одной показательной историей с флагом. В середине января около часа огромное бчб-полотнище повесила в атриуме этого здания какая-то дама. Долго оно не шелестело — сняли, да и активистку нашли быстро. Ею оказалась… мать пятерых детей, четверо из которых — несовершеннолетние. Здесь в тему вспомнилось высказывание о воспитании патриотизма от бывшего командующего ВДВ России Георгия Шпака: «Уже внуков воспитываю, как искони повелось на Руси, на личном примере». А какой личный пример показывает мама, нарывающаяся на сутки и выплачивающая тысячные штрафы — 30 базовых величин — за свои «проделки»? Дети разве от этого не страдают? И еще одна мысль напрашивается: очевидно, что при таких родителях привить в школе хоть капельку патриотизма не помешает. Тем более никаких перегибов у нас с этим не наблюдается.

Сами дети, кстати, это прекрасно понимают. Вот десятиклассница Елизавета Шульган из СШ № 13 Бреста имени В. И. Хована, финалистка 10-го сезона молодежного проекта БРСМ «100 идей для Беларуси», придумала вместе с другими школьниками голографическую установку для школьного Музея войны в Афганистане. «Мы берем пример с ветеранов Великой Отечественной войны и воинов-афганцев, — слова мудрого ребенка. — Современные ребята должны знать, как важно быть настоящим патриотом».

А в это время прямо в ночь после Дня защитников Отечества в Латвии украли пушку с советского мемориала погибшим в боях с нацистами в 1944 году. Среди захороненных в братской могиле и уроженец нашей страны Гавриил Шарикалов. Случилось это в латвийском городе Екабпилс. Разрушен мемориал в центре города. Вандалы прошлись трактором по живой памяти практически сразу после того, как общественные активисты возложили цветы к могиле.

Школа призвана научить детей размышлять. На днях помогала дочери-пятиклашке разобраться с перипетиями взаимоотношений греков во время Пелопоннесской войны. То спартанцев прижмут в ущелье, то афинянам флот сожгут и столицу сровняют с землей. Почему война называлась братоубийственной, интересуется учебник. Так ведь греки с греками «бодались» на своей земле и ее же опустошили. Кто от нее выиграл и кто проиграл, спрашивается в конце параграфа. И дочка, разобравшись, отвечает: «Конечно, персы!» Они давали деньги на войну, вступая в союз то с теми, то с другими. А в итоге «оттяпали» у прежде сильных соседей немаленький кусок земли.

Так что и на обычных уроках истории в пятом классе можно набраться геополитической мудрости. Спустя 2,5 тысячи лет все остается актуальным. Объяснять надо, разжевывать и не забывать, почему в единстве — сила. На то нам и дано образование в XXI веке, а не телефон вместо мозга.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter