Поводом для истерики «нехтианцев», очередная «тележка» которых на днях признана экстремистской, стали всего лишь свежие материалы для проекта «ШАГ» — «Школа Активного Гражданина». Это они еще пропустили, к примеру, масштабный патриотический форум «За нами страна. Мы — лицо государства!», который в среду прошел в Институте пограничной службы. Там и выставка БГУИР «Они сражались за Родину», там и выступление оркестра Белорусской государственной академии музыки с композицией «Они нас вдохновляют». В общем, много чего они пропустили, из Варшавы плохо видно. Особенно если даже в школьной программе плаваешь. Прямо как у некоторых пятиклассников: не понимают сложный учебник — приходится растолковывать. Продолжаем ликбез.
Что взволновало оппо-телегу? Присмотрелась к скриншотам, где они выделили маркером особенно «впечатляющие» места. Оказывается, не по душе им тема «В единстве народа — сила независимого государства». Отрицают необходимость рассказать школьникам, что «в нашей истории немало примеров самоотверженности, милосердия, тяжелейших испытаний и грандиозных побед». Кипятком готовы п…лакать, читая, что «патриотизм, народные ценности и нравственные идеалы, подлинная сплоченность общества, основанные на общем прочтении исторических христианских традиций и видении будущего, — это основополагающие концепты народного единства». Видимо, пропаганда совершенно других традиций им намного ближе. Как в снятом недавно агитационном ролике украинской армии, где новобранец целуется с «другом» или «мужем». Да пусть они там сами разбираются, лишь бы эта «традиция» до пропаганды в школах не дошла.
Правдивая история вообще не по душе любителям фейков и искажения фактов. Вот, к примеру, зеленеют и тем же маркером подчеркивают: «I Всебелорусское народное собрание состоялось 19—20 октября 1996 года в Минске. В этот период перед республикой, выходившей из кризиса начала 1990-х, стояли серьезные задачи. Нужно было остановить инфляцию, сократить дефицит госбюджета, не погрязнуть в долгах. Все ключевые проблемы, с которыми сталкивалась страна, были вынесены на обсуждение делегатов первого Всебелорусского форума». И здесь Степана заносит в крутое логическое пике:
— Когда в школах начинается пропаганда патриотизма, это означает, что в государстве что-то идет не так. Если детей надо учить любить Родину, значит, Родина не любит своих детей.
Очень интересно, в какой это стране он такое заметил? Так, в польских школах уже с 2015-го активно занялись не то что факультативом — ввели курсы военной подготовки. Уже в 2018 году более чем в сотне школ. Возможно, сейчас цифра выше. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан еще четыре года назад поручал министерствам обороны и трудовых ресурсов разработать программу военно-патриотического воспитания, которая должна лечь в основу национальной учебной программы. Не зря наш министр иностранных дел предупреждает о раскручивании спирали новой гонки вооружений. Было бы очень странно, если бы мы сидели в это время и не пытались оградить своих детей. Не только от беспамятства, но и от глупости.
А какой именно — укажу на примере того же Путилы и его «образованной» команды. «Ой, горит, — причитала тележка на днях, — горит флаг России на бизнес-центре «Дана Молл» в столице Беларуси». Забеспокоились, застрочили: «Это такой элегантный способ намекнуть о потере суверенитета?» Невдомек недоучившим курс географии уровня средней школы, что это флаг вовсе не российский, а сербский. И символизирует он, сменяясь по очереди на фасаде с белорусским, дружбу с этой родственной нам христианской страной, бизнесмены из которой много чего построили в республике. Уже в 2019-м больше миллиона «квадратов». Впрочем, некоторые пекутся про «бурыць», а не строить.
Бизнес-центр компании братьев Каричей нужно упомянуть в связи с еще одной показательной историей с флагом. В середине января около часа огромное бчб-полотнище повесила в атриуме этого здания какая-то дама. Долго оно не шелестело — сняли, да и активистку нашли быстро. Ею оказалась… мать пятерых детей, четверо из которых — несовершеннолетние. Здесь в тему вспомнилось высказывание о воспитании патриотизма от бывшего командующего ВДВ России Георгия Шпака: «Уже внуков воспитываю, как искони повелось на Руси, на личном примере». А какой личный пример показывает мама, нарывающаяся на сутки и выплачивающая тысячные штрафы — 30 базовых величин — за свои «проделки»? Дети разве от этого не страдают? И еще одна мысль напрашивается: очевидно, что при таких родителях привить в школе хоть капельку патриотизма не помешает. Тем более никаких перегибов у нас с этим не наблюдается.
Сами дети, кстати, это прекрасно понимают. Вот десятиклассница Елизавета Шульган из СШ № 13 Бреста имени В. И. Хована, финалистка 10-го сезона молодежного проекта БРСМ «100 идей для Беларуси», придумала вместе с другими школьниками голографическую установку для школьного Музея войны в Афганистане. «Мы берем пример с ветеранов Великой Отечественной войны и воинов-афганцев, — слова мудрого ребенка. — Современные ребята должны знать, как важно быть настоящим патриотом».
А в это время прямо в ночь после Дня защитников Отечества в Латвии украли пушку с советского мемориала погибшим в боях с нацистами в 1944 году. Среди захороненных в братской могиле и уроженец нашей страны Гавриил Шарикалов. Случилось это в латвийском городе Екабпилс. Разрушен мемориал в центре города. Вандалы прошлись трактором по живой памяти практически сразу после того, как общественные активисты возложили цветы к могиле.
Школа призвана научить детей размышлять. На днях помогала дочери-пятиклашке разобраться с перипетиями взаимоотношений греков во время Пелопоннесской войны. То спартанцев прижмут в ущелье, то афинянам флот сожгут и столицу сровняют с землей. Почему война называлась братоубийственной, интересуется учебник. Так ведь греки с греками «бодались» на своей земле и ее же опустошили. Кто от нее выиграл и кто проиграл, спрашивается в конце параграфа. И дочка, разобравшись, отвечает: «Конечно, персы!» Они давали деньги на войну, вступая в союз то с теми, то с другими. А в итоге «оттяпали» у прежде сильных соседей немаленький кусок земли.
Так что и на обычных уроках истории в пятом классе можно набраться геополитической мудрости. Спустя 2,5 тысячи лет все остается актуальным. Объяснять надо, разжевывать и не забывать, почему в единстве — сила. На то нам и дано образование в XXI веке, а не телефон вместо мозга.
yasko@sb.by
Агитканалы, финансируемые из заграничных источников, снова вздыбились: видно, до дрожи не дают покоя некоторым любителям мальчиков белорусские дети
Если телефон вместо мозга...
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.