Председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова - о преференциях для сельского бизнеса, конкуренции и верности традициям

Если создавать продукт, то лучше, чем у соседей и конкурентов

УЖЕ девять лет, как один из некоммерческих банков реализует программу по поддержке бизнеса на селе. Выделено 6,5 миллиона рублей, 700 агроусадеб воспользовались кредитами на льготных условиях и сейчас принимают тысячи туристов. На состоявшейся на прошлой неделе конференции «Агроэкотуризм в Беларуси: тренды и перспективы» представители бизнеса и госорганов, а также мировые эксперты обсудили современное состояние агротуризма.

По этому поводу в редакции «СГ» прошла прямая линия с одной из участниц конференции — председателем правления БОО «Отдых в деревне» Валерией КЛИЦУНОВОЙ.


— Валерия Анатольевна, беспокоит Илья из Мядельского района. Много путешествовал, видел, как агротуризм развивается в Польше, Германии, России. У меня есть возможность открыть свою агроусадьбу в Беларуси. Наш туризм отличается от того, который развивают в других странах?

— Пятнадцать лет назад у нас никто не имел понятия, что такое агротуризм. Хорошо, нашлись единомышленники, первопроходцы. Сейчас есть усадьбы, которые содержат 2—3 семьи, проводят мастер-классы по выпечке хлеба, кузнечному делу, пчеловодству. То есть упор делаем на национальные традиции, с которыми и нужно знакомить гостей.

А чтобы понять, какие направления развивать и не изобретать велосипед, делимся опытом с другими странами, как это было на конференции «Агроэкотуризм в Беларуси: тренды и перспективы». Один из ее посылов таков: сегодня усадьба — это уже не только место для ночлега, хотя агротуризм когда-то начинался как раз с сети мини-гостиниц.

Но мы другие, и этим отличаемся. Зарубежные туристы пресыщены элитным отдыхом. Их нужно встряхнуть. И в этом деле, конечно, лучше сельского туризма не найти. В нашей деревне можно обнаружить много удивительных вещей, проникнуться аутентичным духом страны. Нужно только это уметь подать.

Сегодня уже многие приезжают к нам, чтобы узнать что-то новое. Это говорит о том, что достигли высокого уровня и сохранили традиции. Сейчас есть масса региональных проектов.

— Здравствуйте, это Виктория Еловицкая из Барановичского района. Усадьбам дадут зеленый свет по многим направлениям. Когда ждать изменений, и смогу ли я проводить массовые мероприятия, например презентации, юбилеи, банкеты, в своей усадьбе?

— Скоро вступит в силу Указ № 365, который снимает ряд барьеров для развития. Проект готовился долгое время, на общественное обсуждение выносили несколько вариантов. Владельцы агроусадеб и те, кто только собирается заняться развитием сельского туризма, активно участвовали в обсуждении новшеств.

Одно из них — возможность проводить свадьбы, презентации, юбилеи в усадьбе без регистрации как ИП. Да, санстанция может проверить кухню, но требования упрощенные. А это исключает возможные баснословные штрафы. Плюс исключается обязательное ведение личного подсобного хозяйства. Все это значит, что можно зарабатывать не только в сезон и вкладывать средства в развитие инфраструктуры.

Еще одно новшество — возможность строительства гостевых домиков, которые не включаются в жилфонд. Туристы привыкли к комфорту, хотят уединения. Поэтому за возможность их возводить выступали и сами туристы, и хозяева усадеб. Какие требования к ним предъявят — сейчас на рассмотрении в Минстройархитектуры.

Новый указ — важное событие для отрасли. Думаю, агроэкотуризм оправдает доверие, которое ему оказали. Сейчас это одно из успешных в Беларуси направлений. На начало 2017 года в стране насчитывалось 2279 агроусадеб. Если взять соседнюю Латвию, то там их меньше тысячи.


— Валерия Анатольевна, это Олеся из Лидского района. Собираюсь открыть в бабушкином доме агроусадьбу. У меня два вопроса. Сколько нужно платить налога? Как выдержать конкуренцию, так как усадеб у нас и так хватает. Посоветуйте, что сделать, чтобы турист пошел ко мне?

— Открыть агроусадьбу ничего не стоит — ее нужно зарегистрировать в исполкоме. И платить единый сбор. Подумайте, сможете ли вы дать приезжему человеку то, что не смогут другие? Вариант с ночлегом — это самое примитивное. Нужна культурно-массовая программа. К примеру, экскурсия по экотропам, в гости к гончару или народному умельцу.

Прикиньте, сможете ли взаимодействовать с другими агроусадьбами, чтобы развивать вместе какую-то определенную территорию. Потребительский кооператив единомышленников у нас уже работает. Среди самых успешных — в Воложинском, Сморгонском районах.

Это перспективное направление, и им нужно заниматься, чтобы быть конкурентоспособным на рынке туристических услуг.

Так как вы новичок — уместна идея креативной экономики: сделать что-то за счет своих знаний, таланта и умений. То есть придумать такое, что способно поразить туриста. И поверьте, люди поедут за впечатлениями. В одной из усадеб, например, предлагают несколько минут молчания. Денег не требуется, а вот результат многих удивил.

Именно в экономике впечатлений — будущее белорусского сельского туризма. Нам нужно создавать такие продукты, каких нет у наших соседей и у конкурентов. В Америке это были экскурсионные программы на фермах. Длились они около полутора часов, а эмоций было, как от просмотра увлекательного фильма в кинотеатре.

В 2016 году мы стали страной сельского туризма. В опросе издания National Geographic Traveler за Беларусь отдали 24 процента голосов в номинации «Агроэкотуризм». На втором месте в рейтинге лучших стран расположилась Италия (22 процента), на третьем — Франция (20 процентов).

В то, что у нас огромный потенциал, верят иностранцы. Так, английский писатель Найджел Робертс считает, что в Беларуси в этом плане очень свежая концепция, здесь все по-другому, нетронутое, чистое. Только в глубинке, за пределами больших городов, можно найти много удивительных вещей, проникнуться аутентичным духом страны.

— Валерия Анатольевна, вас беспокоят пенсионерки Галина Петрожицкая и Валентина Невмержицкая из Жлобинского района. Хотим предложить владельцам агроусадеб, чтобы чаще привлекали таких, как мы. Ведь мы знаем много традиций, обычаев нашего края, можем много интересного вспомнить…

— Полностью с вами согласна. Это поможет сделать наш сельский туризм содержательнее. Идея давняя: связать сеть усадеб с пожилым населением, носителями аутентичных традиций. Ведь, судя по вашему голосу, у вас много сил и энергии. И таких, как вы, сотни. А для хозяев агроусадеб это большая поддержка, потому что вы носители традиций. Вдобавок ко всему так можно зафиксировать, сохранить и передать будущим поколениям ваш опыт, знания, умения, мастерство.

Сельский туризм — это не только способ привлечь иностранцев, чтобы заработать от продажи услуг. Это еще и развитие деревни, второе ее дыхание. Ведь хозяева усадеб создают рабочие места, возрождают ремесла. 2270 усадеб — это две с половиной тысячи семей. Во многие из них возвращаются после учебы дети. В некоторых созданы династии.

Отдельные хозяева продали свои квартиры в городах, взяли кредиты, кардинально поменяли образ жизни. Многие подают пример односельчанам. После того как по соседству возвели усадьбу, одна из сельчанок навела порядок в своем дворе, посадила цветы, покрасила забор. Да и пить стала меньше.

— Вы стояли у истоков создания музейного комплекса «Дудутки», основателем которого был ваш муж Евгений Будинас. Насколько знаю, там разрешено заниматься самогоноварением. А в других усадьбах такой вид деятельности как легализовать?

— Необходимо специальное разрешение, которое имеют лишь единицы, и получить его сложно. «Дудуткам» собрать необходимые документы удалось также непросто. Тогда мы не особо смотрели на мировые тренды, а представляли самогон как часть национальной кухни.

— Меня зовут Юлия Кононович, я из Гродно. Собираюсь встретить Новый год в деревне. Слышала, что есть усадьбы, ориентированные на российского туриста, а есть продвигающиеся в страны ЕС и дальнее зарубежье. Чем они отличаются и какую тогда мне выбрать?

— Существенных отличий нет. Отдельные усадьбы начали теснее работать с турагентствами. Однако по-прежнему в структуре посетителей первое место занимают белорусы — 85 процентов от общего числа, еще 10 — россияне, остальные — жители ЕС. Средний чек такого туриста 70—100 условных единиц в городе и около 40 — в деревне. Думаю, чтобы иностранные туристы ехали к нам чаще — нужно продлить безвиз до 10 дней.

Что касается выбора, то замечу, в последнее время агроэкотуризм приобрел ярко очерченную направленность. Есть усадьбы, специализирующиеся на развлечениях, национальных кулинарных традициях, есть те, которые связаны со здоровым образом жизни и спортом, есть с фольклорным уклоном традиций Беларуси.

— Здравствуйте. Светлана Никитенко беспокоит из Осиповичского района. Так случилось, что мой брат не может передвигаться самостоятельно. Однако он любит посещать новые места, знакомиться с интересными людьми. Агроэкотуризм – это отдых для всех или все-таки есть ограничения?

— Понимаю вас, человеку с ограниченными возможностями не так просто находиться в общественном месте, тем более путешествовать. Нужны не только доступные условия, но и что-то интересное. Это и есть инклюзивный агротуризм, его сейчас развиваем. Саму идею предполагается обкатать в Воложинском районе. Хотим создать необычный продукт, чтобы впоследствии развивать его в других регионах.

В Шотландии сделали повозку для катания инвалидов-колясочников. У нас она уже есть. Да, существует много других барьеров, но самый главный — внутренний, психологический. С такими людьми нужно взаимодействовать, учиться отдыхать вместе с ними. Недавно на презентации брошюры по доступности туризма слепые дети организовали концерт. Девочка пела о несчастной любви, плакал весь зал.

— Беспокоит Владимир Семенченя из Солигорского района. Знакомый пытается развивать отдых в деревне. Но сетует, что больших денег не заработал. Выручка за два последних года у него сократилась на несколько тысяч рублей.

— Есть разные усадьбы, у некоторых рентабельность 100 процентов. Все зависит от того, как работать. Указ № 365 исключает обязательное ведение личного подсобного хозяйства. Но если им заняться, то это будет свое мясо, молоко, а значит, не нужно будет  покупать эти продукты для кухни и нести расходы. Если пойти дальше, можно разводить улиток и готовить из них блюда. Тогда усадьба приобретет изюминку.

Конечно, если у вас дом, который используется в режиме дачи, и вы хотите зарегистрировать как усадьбу, то особых проблем нет. Но заработок, скорее всего, будет сезонный. А постоянную прибыль принесут творческие идеи. Развивайте их. Многие сейчас думают об оздоровлении: велопоходы, байдарки, спортивная ходьба, различные спа-процедуры. Это все тоже можно сделать в деревне. Или же свадьба с национальным колоритом.

Выручка действительно сократилась не только у вашего знакомого, но и в целом в каждом хозяйстве. По подсчетам экспертов, в 2014 году на одного гостя пришлось 32 доллара, в 2016-м — 25. Сектор нуждается в защите. Ведь агротуризм — это один из элементов имиджа страны. И в большинстве своем для владельцев это не основной, а дополнительный способ заработка.

— Здравствуйте, Валерия Анатольевна. Виктор из Поставского района. Помогите решить спор. Чем отличаются родовые поместья от агроусадеб?

— Природа, душевное гостеприимство, обряды, фольклор, история, еда, народные ремесла. В этом они перекликаются. Но философия родовых поместий — не в изменении окружающей среды и природы, а, наоборот, в сохранении ее первозданного вида, и они не очень открываются туристам. Агротуризм – это комфортный сервис и когда есть что показать гостям. Условия, адаптированные под современного человека. Здесь не только сельчане, но и крупные бизнесмены взялись восстанавливать заброшенные поместья, а некоторые и вовсе скупают почти целые деревни.

Агротуризм — достаточно молодая сфера, хотя также уходит глубоко в старину. Это сейчас достаточно много усадеб в каждом районе. А ведь 15 лет назад начинали с нуля. Сомневались, но нашлись единомышленники. Они объединились в организацию и поверили в свои силы.

kovalev@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter