Если посредники в ЖКХ выгодны не жильцам, то кому?

То есть от жильца напрямую производителю — региональной структуре Минэнерго. Такое поручение дал глава государства.

НЕСКОЛЬКО дней назад председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон, подводя в Гомеле итоги заседания рабочей группы по изучению проблемных вопросов в ЖКХ, заявил: к отопительному сезону 2015—2016 годов Беларусь перейдет на оплату тепловой энергии без посредников

То есть от жильца напрямую производителю — региональной структуре Минэнерго. Такое поручение дал глава государства.

Об исключении посредников заговорили неспроста. Несколько лет в Гомеле проводился эксперимент по внедрению прямых расчетов за тепловую энергию. И дал положительные результаты: втрое сократилось количество жалоб от жильцов по этому вопросу, а за счет более рационального использования средств удалось уменьшить затраты на предоставление этой услуги. И теперь пришло время гомельскую практику внедрить по всей стране.

Мера эта своевременная и на фоне роста тарифов сулит, наоборот, экономию средств как бюджетных, так и лично каждого из нас, плательщиков. Да к тому же и удобство. Давайте задумаемся: в ХХI веке, когда все расчеты производятся парой нажатий компьютерных клавиш, так ли уж нужны посредники, чтобы оплатить ту или иную услугу? Ведь любой из них — это рост стоимости услуги. А это, полагаю, не нужно ни потребителю, ни производителю, ни государству. Получается, выгоду в этом случае получает лишь посредник — то есть ЖКХ.

При работе с посредником сложнее также добиться и качества предоставления услуги. Например, в  мороз температура в доме недотягивает до предусмотренной законодательно. Одно дело — обращаться с жалобой непосредственно к производителю услуги, и совсем другое — к посреднику. Тратятся лишнее время, дополнительные человеческие ресурсы, а результат в итоге зачастую хуже, чем в короткой цепочке потребитель — производитель.

Тем более когда речь идет о посреднике, которому, увы, в народе не доверяют. Прискорбно, но факт: службы ЖКХ так до сих пор не приспособились к работе в современных условиях, не стали мобильнее. Если другие отрасли давно повернулись лицом к потребителю — избавились от очередей, ввели службу «одного окна», то в отношении ЖЭСов эти нововведения почему-то не работают.

Сейчас, к примеру, чтобы получить услугу сантехника или электрика, туда нужно обратиться несколько раз. Сначала вызвать специалиста, затем мастер обследует поломку, скажет, какие детали нужно приобрести и какую сумму оплатить, и лишь потом он придет, чтобы устранить проблему. В итоге несчастному потребителю нужно дважды (!) отпрашиваться с работы. Вот и приходится обращаться к частникам: дороже, зато быстро, качественно и в удобное для тебя время.

Если же говорить об оплате услуг ЖКХ, воды и энергоресурсов, то впору вспомнить и другие неудобства для плательщиков. Например, необходимость сообщать сведения о показаниях счетчиков непременно по телефону и непременно в строго ограниченные дни. Это в век-то компьютерных технологий! Меня всегда поражает: почему я не могу ввести все эти данные сама? Зачем для этого какой-то посредник в виде робота-автомата? Как я могу быть уверена: записал ли он мои сведения и правильно ли это сделал? Почему я должна тратить свое время, чтобы дозвониться и «начитать» цифры? А потом кто-то на другом конце провода потратит свое время, чтобы «снять» эти показания. Кому нужны эти лишние «телодвижения»?

Возможно, не всегда здесь виновата и служба ЖКХ. Может, и в самом деле, их отвлекают от основной работы многочисленные «посреднические» обязанности, навязанные еще советской системой. Что ж, самое время эту систему менять. Главное, чтобы итоговый результат оказался на благо потребителя.

Юлия БОЛЬШАКОВА, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter