«Если покупатель не идет к нам, мы идем к покупателю»

В 2008 году в Гродненской области введено в эксплуатацию 112 торговых объектов и 27 — общепита

Гипермаркет «Алми», ресторанно-гостиничный комплекс «Кронон Парк Отель», кафе «Арена» в спортивном комплексе «Неман» в Гродно, универсам «Гермес» в Островце, магазины «Техностиль» в Сморгони, «Мебель» в Новогрудке, торговый центр в Слониме – эти и многие другие предприятия торговли и общественного питания на Гродненщине открыли двери для клиентов в прошлом году. Всего благодаря новому строительству, перепрофилированию и реконструкции в регионе введено в эксплуатацию 112 торговых объектов и 27 — общепита. Это рекордная цифра для области. Как и объем инвестиций, направленных на развитие материально-технической базы отрасли, который почти в два раза превысил уровень 2007 года и составил 103,4 миллиарда рублей. По итогам года Гродненщина уже не в первый раз обогнала все области по объему продаж на одного жителя. Прибавив 20 процентов к уровню 2007 года, розничный товарооборот на душу населения превысил 4,8 миллиона рублей. О технологиях роста – наш разговор с начальником управления торговли и услуг Гродненского облисполкома Владимиром Стомой.

— Расширение торговой сети и структур общепита – одна из  составляющих роста розничных продаж. Важен еще и уровень новых объектов, их способность сегодня привлечь покупателей. Соответствуют ли этому гродненские торговые предприятия?

— Мы стараемся модернизировать все объекты отрасли. А уж если речь идет о реконструкции или строительстве, то здесь применяется высокая планка. Новый объект – это не только современный фасад, интерьеры, но и прогрессивное торгово-технологическое оборудование. Вложения приносят отдачу.

В развитии инфраструктуры отдаем предпочтение строительству крупных торговых объектов. Только в областном центре уже проданы с аукциона десять земельных участков, где разместятся крупные предприятия торговли.

Одна из задач на этот год – приведение в надлежащий порядок магазинов, оптовых торговых баз. По сути, они должны подавать пример другим предприятиям торговли, тогда как на самом деле многое в них еще требует усовершенствования.

В целом же принцип развития на 2009-й я бы сформулировал так: сократить затраты на непроизводственную сферу (например, на ремонт административных помещений, покупку транспорта) и основные средства вложить в то, что напрямую привлекает клиента, – торговые залы, инновационные технологии.

Те же требования предъявляем и к рынкам, на развитие которых в минувшем году затрачено без малого 5,8 миллиарда рублей.  Львиная доля – 3,8 миллиарда — вложена в обновление Центрального рынка в Гродно, реконструкция которого продолжается. Изменился облик рынков в Лиде, Щучине, в гродненском микрорайоне Девятовка. Хотя пока еще рано говорить о том, что там все прекрасно: из 52 действующих в области рынков аттестован всего 21, 24 получили аттестацию условно, а 6 не аттестованы вовсе. Мало того, три рынка пришлось закрыть.

— Многих покупателей привлекает не только высокий уровень сервиса, но и новые, нестандартные пока формы предложения товаров и услуг. Как обстоят дела здесь?

— В гродненском торговом доме «Неман», например,  успешно работает Интернет-магазин в сети «МегаМАГ», и в нем  можно сделать покупки. Эта новая форма торговли приживается в регионе.

Все более активно автоматизируем различные торговые операции. Так, на 665 объектах торговли и общественного питания используются платежные терминалы, четыре десятка предприятий оснащены автоматизированными комплексами для дифференцированного учета движения товаров и денежных средств.

Хотелось бы отметить и такой факт: в прошлом году белорусские товары составили 86,7 процента в общем количестве реализованного, а если говорить о продовольственных, то 90,8 процента. Доля продажи импортных товаров снизилась на 3,6 процента.

Это во многом результат активной совместной работы торговли и предприятий-производителей. По каждой позиции мы стараемся при возможности предлагать наши товары взамен импортных. Тем более что качество их год от года растет и покупатель это замечает. Поэтому в структуре импорта большинство тех товаров, которые не выпускаются в Беларуси.

— Насколько я знаю, девиз «Купляйце беларускае!» реализуется вами не только, как говорится,  у себя дома, но и за пределами нашей страны.

— Да, тем покупателям, которые не приезжают на Гродненщину, стараемся чаще предлагать наши товары «с доставкой». В прошлом году активно работали в рамках заключенного соглашения между Гродненским обл­исполкомом и префектурой Северо-Западного административного округа Москвы, провели 13 ярмарок белорусских товаров в российской столице. Кроме того, в предновогодние дни прошли ярмарки в российской столице, в Санкт-Петербурге, Смоленске, в городах Московской области. Россияне заплатили за наши товары 4,7 миллиарда рублей. Такая торговля нам выгодна, поэтому в нынешнем году постараемся удвоить количество ярмарочных выездов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter