«Если пилот летит только на одном самолете, то авиадиспетчер – на десяти одновременно»

Как живется «небесному ГАИ»? Правда ли, что даже к российским летчикам наши диспетчеры обращаются исключительно по-английски?

Как живется «небесному ГАИ»? Правда ли, что даже к российским летчикам наши диспетчеры обращаются исключительно по-английски?


И действительно ли из-за больших нервных перегрузок представители этой профессии редко попадают в число долгожителей? Обо всем этом «Знаменке» рассказали блюстители воздушного порядка – сотрудники республиканского унитарного предприятия «Белаэронавигация». Мы встретились с ними накануне профессионального праздника – Дня работников гражданской авиации, который традиционно отмечается в нашей стране в первое воскресенье ноября.


Среди диспетчеров «троечникам» не место

Из-за повышенных нагрузок авиадиспетчеры имеют право выходить на пенсию в 50 лет, но многие, привыкнув к ежедневной дозе адреналина, продолжают работать за пультом и дальше
Представьте: самолет заходит на посадку. Вот он уже сбрасывает высоту, так что из иллюминатора становятся хорошо различимы крохотные, словно детали от детского конструктора, дома и деревья. Вот он мягко касается колесами взлетно-посадочной полосы, катится по асфальту и, наконец, замирает, чтобы через пару секунд взрогнуть вновь – на этот раз от аплодисментов признательных пассажиров, решивших сказать «спасибо» пилоту за успешное приземление. Но мало кто задумывается над тем, что как минимум половина всех благодарностей должна достаться совершенно другому человеку, который на протяжении всего полета внимательно следил за тем, чтобы судно благополучно взлетело и село, чтобы оно не сбилось с пути и не пересеклось на воздушной трассе с другим лайнером. Имя ему – авиадиспетчер, и, если верить международному рейтингу самых опасных профессий, ему приходится даже сложнее, чем саперам, пожарным и коллегам-летчикам. И это неудивительно, ведь, как шутят в Белаэронавигации, если пилот летит только на одном самолете, то авиадиспетчер – на десяти сразу, а в авиационный час пик, который обычно припадает на три часа дня, их число может вырасти до восемнадцати.


Леонид Чуро, генеральный директор РУП «Белаэронавигация»Спросите любого иностранного пилота, которому приходилось курсировать над нашей страной, и он обязательно скажет, что летать над Беларусью – одно удовольствие, ведь наши диспетчеры – это специалисты высочайшего класса, среди которых нет ни одного случайного человека. «В той же России число аэропортов давно перевалило за три сотни, так что почти у каждого выпускника авиационного колледжа есть шанс найти рабочее место, – рассуждает начальник отдела воздушного движения РУП «Белаэронавигация» Валерьян Гродь. – У нас же конкуренция гораздо больше, потому и общий уровень – на порядок выше».


Белорусские специалисты не раз подтверждали свою квалификацию дипломами самого высокого уровня: к примеру, на последнем Международном конкурсе профмастерства среди диспетчеров управления воздушным движением белорусы Дмитрий Сушко, Олег Галегов и Александр Ковалев заняли в командном зачете почетное первое место. Особенно удалась им практическая часть на учебном тренажере, где ребятам нужно было продемонстрировать, что бы они стали делать, если бы им вдруг пришлось вести тридцать бортов одновременно, и как бы они отреагировали, получив от лайнера сигнал SOS. «Внештатные ситуации в работе диспетчера пускай нечасто, но все-таки встречаются, поэтому к ним нужно быть готовым, – уверен Валерьян Иосифович. – В моей практике тоже бывало всякое. Помню, когда я начинал диспетчером в аэропорту Могилева, там испытывали чешский самолет – садили его на запасную грунтовую полосу, которую предварительно щедро смачивали водой, чтобы посмотреть, сможет ли лайнер благополучно приземлиться на вязкую почву. Во время очередной попытки, «поскользнувшись» на мокром участке, самолет вдруг неожиданно выехал под основную полосу, где в это время шел на посадку тяжелый пассажирский Як-40. Я чудом успел отправить «Яковлева» на второй круг – ЧП удалось избежать, но адреналина получил по полной программе».

Здоровье – железное, английский – безупречный


Нести ответственность за сотни жизней и при этом не паниковать, быть решительным, но не рисковать без надобности… Добавьте к этому необходимость иметь железное здоровье, четкую дикцию, хорошее пространственное мышление – и станет понятно, почему из 20-30 выпускников-диспетчеров Минского авиационного колледжа за пульт ежегодно попадают только около семи. А с недавних пор задача еще более усложнилась: помимо всего прочего, от молодых специалистов стали требовать языковой сертификат, подтверждающий, что их английский соответствует четвертому авиационному уровню. И это правильно, ведь английский у диспетчеров просто обязан быть безупречным, чтобы в случае ЧП им не пришлось просить летчиков: «Простите, пожалуйста: что вы только что сказали?» – теряя при этом драгоценные секунды.


Кстати, интересно, что даже с российскими пилотами белорусские специалисты разговаривают исключительно по-английски. «Дело в том, что авиадиспетчер одновременно общается с десятками бортов, и если он будет время от времени переходить на русский, то зарубежные летчики, не знающие языка, не уловят информацию, которая может пригодиться и им тоже, – объясняет Валерьян Гродь. – В нашем деле все должно быть предельно прозрачно, все должно быть слышно и видно».


Хочешь быть долгожителем? Становись авиадиспетчером!


Неудивительно, что при таких нагрузках авиадиспетчеры имеют право выходить на пенсию в пятьдесят лет, хотя многие, привыкнув к ежедневной дозе адреналина, продолжают трудиться за пультом и дорабатывают до шестидесяти. Диспетчеров старше этого возраста в Белаэронавигации нет, ведь скорость реакции в таком возрасте, увы, оставляет желать лучшего.


Впрочем, даже выйдя на пенсию, бывшие работники гражданской авиации не оказываются позабыты-позаброшены: по словам заместителя генерального директора по идеологической работе Виктора Марахина, предприятие помнит о своих ветеранах: помогает им решать возникающие вопросы, поздравляет с юбилеями. К примеру, несколько лет назад генеральный директор Леонид Чуро лично приезжал поздравить с круглой датой столетнего диспетчера, своим примером опровергнувшего расхожее убеждение, что специалисты его профиля из-за больших перегрузок выходят на пенсию глубоко больными людьми и редко живут долго.


Не забывают о бывших сотрудниках и в профессиональный праздник – День работников гражданской авиации: по многолетней традиции их приглашают на торжественный концерт. «Обычно мы звали на такие мероприятия белорусских артистов, но в этом году решили, что справимся своими силами, – рассказал Виктор Марахин. – Подбирая песни для концерта, мы старались делать упор на авиационную тематику – будет и «Под крылом самолета», и «Мы, друзья, перелетные птицы»… А один из сотрудников Гомельского филиала специально написал песню про диспетчеров – про то, как они управляют воздушным движением, дают команду на посадку…» Жаль только, что не все сотрудники «небесного ГАИ» смогут услышать эти поздравления, ведь многие из них в свой профессиональный праздник будут находиться на посту, внимательно следя за мигающими на экране точками и держа в своих руках чьи-то жизни.


Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН», фото из архива РУП «Белаэронавигация»


В канун профессионального праздника – Дня работников гражданской авиации – я хотел бы поздравить всех сотрудников РУП «Белаэронавигация» и пожелать им крепкого здоровья, благополучия, профессиональных успехов, оптимизма и достижения всех намеченных высот. Спасибо вам, уважаемые коллеги, за ваш важный и нелегкий труд!
Леонид Чуро, генеральный директор РУП «Белаэронавигация» 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter