«Если пайщик – получи 16 процентов скидки от стоимости товара...»

ПРЕДЛОЖЕНИЕ купить товар подешевле сегодня привлечет даже состоятельного потребителя. Неудивительно, что, борясь за каждого покупателя, современная торговля давно устраивает не только праздничные или тематические, но и обычные будничные акции, предлагая купить со скидкой то консервированный горошек, то фрукты, а то и стиральную машину или телевизор. Знакомы эти «бонусы» и сельчанам: практически в каждом райцентре не первый год работают крупные сетевые магазины, да и привычные сельмаги давно начали делать выгодные торговые предложения своим покупателям. Подробно о том, как и где можно сэкономить и какие льготы у пайщиков потребкооперации, в интервью «БН» рассказал первый заместитель председателя правления Белкоопсоюза Александр ЯКОВЧИЦ.

...А пайщиков уже больше миллиона, и стать им может каждый. Какие еще бонусы и льготы предлагает потребкооперация, успешно конкурируя с иными, не обременяющими себя социальными задачами, торговыми сетями

ПРЕДЛОЖЕНИЕ купить товар подешевле сегодня привлечет даже состоятельного потребителя. Неудивительно, что, борясь за каждого покупателя, современная торговля давно устраивает не только праздничные или тематические, но и обычные будничные акции, предлагая купить со скидкой то консервированный горошек, то фрукты, а то и стиральную машину или телевизор. Знакомы эти «бонусы» и сельчанам: практически в каждом райцентре не первый год работают крупные сетевые магазины, да и привычные сельмаги давно начали делать выгодные торговые предложения своим покупателям. Подробно о том, как и где можно сэкономить и какие льготы у пайщиков потребкооперации, в интервью «БН» рассказал первый заместитель председателя правления Белкоопсоюза Александр ЯКОВЧИЦ.

— Александр Владимирович, знаю, что в этом году Белкоопсоюз решил активнее работать со своими пайщиками, предлагая им существенные скидки. Расскажите подробнее.

— История становления потребительской кооперации в Беларуси началась в 1917 году. Мотив создания и развития организации — объединение денежных средств людей, уже тогда называвшихся пайщиками, для обеспечения своих материальных потребностей. Ни о каком бизнесе речь не шла. Время изменило роль и функции потребительской кооперации, сохранив главное — ориентацию на сельского жителя. Но в 2002 году был принят Закон о потребительской кооперации, в котором было прописано, что пайщики — члены потребительского общества — пользуются определенными льготами и преференциями в обслуживании. Работа с пайщиками вновь стала одним из направлений нашей деятельности, которая абсолютно не связана с коммерцией. В конце прошлого года мы начали его активно развивать, воссоздавая то, для чего когда-то и создавалась кооперация.

Сегодня пайщики — это наше ключевое звено. И мы, чтобы его укрепить, стараемся предоставить им определенные льготы. А это, ни много ни мало, — возможность приобретать товары по цене, уменьшенной на сумму НДС, обратным счетом получается минус 16 процентов от стоимости товара. Магазины, предоставляющие пайщикам такую льготу на промышленную группу (мебель, строительные материалы, бытовую технику, одежду и много другое), уже есть в каждом районе. Правда, работающих по такому же принципу продовольственных магазинов пока не так много — около 15, но и их число в ближайшем будущем должно существенно увеличиться. В потребкооперации уже более миллиона пайщиков, то есть каждый десятый житель страны. И мы планируем заметно увеличить их число. Президент страны Александр Григорьевич Лукашенко на недавнем общем собрании Белкоопсоюза заострил на этом наше внимание. Он поставил задачу укрепить паевые основы.

— Уверена, желающие делать покупки со скидкой в 16 процентов, которую сегодня предоставит редко какой магазин, найдутся. Кто и как может стать пайщиком потребкооперации?

— Любой гражданин Беларуси. Для этого достаточно написать заявление в местное райпо. После этого вы получите соответствующее удостоверение, вам откроют унифицированный счет, средства на который в виде членских взносов вы кладете на свое усмотрение: с любой периодичностью и в любом количестве. При этом деньги вы не теряете — средствами со своего личного счета будете рассчитываться за товары, приобретаемые со скидкой в 16 процентов. К примеру, вы решили купить холодильник — положите деньги на свой счет и сэкономьте на такой покупке, будучи пайщиком, около миллиона рублей. Ограничений по стоимости товаров, на которые вы получите скидку, нет. Если же в магазине в наличии нет самого товара, то вы можете сделать на него заявку, так как все наши магазины, в том числе автомагазины, работают по такому принципу. Однажды заключив договор с райпо, пайщиком вы будете оставаться всю жизнь, вне зависимости от того, пользуетесь ли услугами райпо, пополняете ли счет и так далее — это не разовая акция. Я не исключаю, что завтра мы придумаем новые способы мотивации наших пайщиков.

— То есть в идеальной ситуации я, будучи пайщиком, могу практически все товары, от продуктов питания до мебели и бытовой техники, покупать со скидкой, то есть без НДС?

— Да. В пределах района, членом потребительского общества которого вы являетесь. Исключение — Гродненская область, где у нас функционирует одно юридическое лицо — Гродненское областное потребительское общество. Поэтому жители Гродненщины могут пользоваться такими льготами, перемещаясь по всей области. Впрочем, жители других областей не ущемлены — у нас созданы хорошие магазины во всех районах, и ехать за каким-то товаром в другой район нет смысла.

— Но какая от этого выгода Белкоопсоюзу? Не подорвет ли такая щедрость экономику самой организации?

— Здесь мы перед собой ставим другую задачу. Пайщиков потребкооперации должно стать значительно больше. Выгода обоюдная: пайщику масса преференций в виде скидок, кооперации — постоянные клиенты. Ведь это стимулирует больший покупательский спрос, в результате его пайщики приходят за покупками именно в наши магазины.

— Несмотря на то, что Белкоопсоюз — в первую очередь торговая организация, знаю, что получение прибыли далеко не всегда стоит у вас во главе угла.

— Каждое торговое предприятие ставит своей целью получение прибыли. Это миссия любой коммерческой организации. Этому учат на первом курсе любого экономического факультета. Задача потребкооперации в первую очередь не заработать деньги, а обеспечить сельское — подчеркиваю — население всеми необходимыми товарами и услугами. Это требование Президента и Правительства!

Безусловно, в условиях жесткой конкуренции нам нельзя стоять на месте. Но при этом нужно все равно оставлять в приоритете сельских жителей и их интересы. Сегодня в стране более 14 тысяч населенных пунктов, где живет до 200 человек. Полторы тысячи наших стационарных магазинов расположены в деревнях с населением до 100 человек. Разумеется, большинство из них убыточны, но мы ставим себе задачу сохранить их. Более того, если ранее по какой-то причине мы были вынуждены закрыть магазин, то сейчас стараемся открыть его вновь. Только в 2012 году мы восстановили работу 165 сельских магазинов.

В деревне наш магазин — это центр притяжения для местных жителей. Поэтому во многих из них сегодня стоит стол и несколько стульев — пожилые люди, которые здесь основные покупатели, приходят, садятся отдохнуть, и начинается долгая и нужная всем беседа о здоровье, детях и просто о последних новостях. Вот почему для нас так важен буквально каждый магазин, почему мы так стараемся, чтобы ни один житель не был обижен и обделен заботой и вниманием. Думать о прибыли здесь не приходится.

— Тем не менее, некоторые магазины вы все же закрываете.

— Причина тому, к сожалению, — демографические тенденции. Сегодня в стране количество малых населенных пунктов растет, а крупных — сокращается. Разумеется, это отражается и на наших магазинах, которые все же приходится закрывать за неимением клиентов. И все же наметилась и положительная тенденция. Если в 2004 году мы имели на тысячу сельских жителей 240 квадратных метров торговой площади, то на 1 января 2012 года — 252 квадратных метра. Кроме того, сегодня у нас около 600 автомагазинов.

По поручению Президента к 2015 году их число должно увеличиться до 1000. У нас в стране порядка шести тысяч населенных пунктов, где живет до 10 человек, из них 2100, где живет до пяти человек. И мы едем во все эти деревни, хотя не факт, что тамошние бабушки и дедушки купят хотя бы пакет молока.

— В последнее годы среди ваших магазинов стало появляться все больше крупных универсамов. Это дань современной тенденции, когда маленькие магазины вытесняются крупными гипермаркетами?

— Мы действительно начали строить магазины крупного формата — по 500, 800 квадратных метров торговой площади. За последние пять лет открыли 18 таких объектов, из них 7 — в прошлом году. Они дают хороший финансовый результат, так как расположены на экономически выгодных площадках. Но те деньги, которые мы здесь зарабатываем, пускаем на поддержку расположенных в малонаселенных деревнях упомянутых выше полутора тысяч магазинов.

И все же наш формат — это магазины шаговой доступности. Это то, что действительно умеем делать. С 2008-го по 2012 год мы открыли 552 новых торговых объекта такого типа, их них 137 — в прошлом году. Я убежден, что небольшие магазины нужны, они должны быть и будут существовать. Ведь человек должен иметь возможность в тапочках выйти из дома и купить булку свежего хлеба или пакет молока. Еще один немаловажный факт — мы торгуем преимущественно белорусским товаром, который занимает в общем объеме нашей торговли 92,8 процента. Это наша принципиальная позиция. И даже не интересы кооперации. Это интересы экономики страны! Сегодня белорусская промышленность выпускает довольно широкий спектр качественных товаров. Тем не менее в торговой сети зачастую стоят импортные аналоги. Когда я это вижу, мне, как гражданину, просто обидно: почему мы должны есть зеленый горошек, привезенный из Сербии, если есть свой и ничуть не хуже.

— Как сейчас обстоят дела с конкуренцией в регионах?

— Конкуренция должна быть. Но только здоровая, честная, когда все игроки выступают на равных условиях. И мы с уважением относимся ко всем торговым сетям, ко всем игрокам на розничном потребительском рынке, которые вместе с нами удовлетворяют потребности населения. Мы следим за развитием этих компаний, смотрим на их находки и что-то даже через призму своих задач реализуем у себя.

— И все же в условиях конкуренции приходится применять различные уловки. В торговле это всевозможные акции, скидки. Что вы можете предложить?

— Перед Новым годом дважды устраивали акцию «Ночь скидок», во время которой с 19.00  до 23.00 в районных универмагах торговая надбавка на весь ассортимент товара была снижена в два раза. Также недавно сделали хороший проект по домашним маркам — сегодня у нас есть уже десять контрактов с белорусскими производителями, которые в наших магазинах предлагают по более низким ценам свою продукцию, промаркированную логотипом Белкоопсоюза. Среди них пиво, кофе, шоколад, сладкие подушечки, подсолнечное масло, минеральная вода, водка, отбеливатель. В ближайшем будущем появится тушенка и к лету — мороженое.

Кроме того, экономные сельчане давно хорошо ориентируются по нашим желтым и красным ценникам. Люди знают, что в ряде магазинов мы предлагаем дополнительную скидку пенсионерам и малообеспеченным слоям населения — реализуем товары по более низкой стоимости по спискам райисполкомов и сельсоветов.

Есть у нас более ста дисконтных магазинов, где своим постоянным покупателям предлагаем дисконтные карты, которые дают до 5 процентов скидки на всю покупку. Практикуем это уже более пяти лет. Пользуются популярностью и наши дискаунтеры при оптовых базах, где весь ассортимент товара мы предлагаем с торговой надбавкой только 5—10 процентов.

Разумеется, сделано все это было не за один год. Но, работая, мы не кричали об этом с экранов телевизоров и страниц газет. Мы тихо, шаг за шагом приближаем уровень жизни сельчан к городскому. Ведь именно такая задача поставлена перед нами Президентом нашей страны.

— Спасибо, Александр Владимирович, за разговор, который, уверена, очень интересен не только каждому пайщику — каждому вашему покупателю, нынешнему и потенциальному!

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter