Почему растет просроченная внешняя дебиторка

Если один коммерсант обманул другого, значит, это плохой коммерсант

В ПРИРОДЕ не существует предприятий без дебиторской задолженности. Хотя бы потому, что терять надежную компанию и выгодную сделку только из-за того, что в один из дней у фирмы нет возможности оплатить очередную партию поставок, неразумно. Но и отдавать деньги вперед можно лишь в том случае, когда доверяешь зарубежному партнеру, как себе, когда уверен, что не будешь потом изводиться: «Обманули!» — и писать в УБЭП, финансовую милицию, прокуратуру.


Вроде прописные истины, а просроченная внешняя дебиторка, в том числе с криминальным подтекстом, все растет. На начало года предприятиям Минской области задолжали по экспорту с нарушением сроков оплаты 98 892 тысячи рублей, или почти пятьдесят миллионов долларов. В разрезе субъектов хозяйствования наибольшая просроченная внешняя задолженность, 44,4 процента от общей суммы, у КУП «Миноблмясомолпром» — 43 950 тысяч рублей. Кстати, и в первом полугодии 2017-го мясо-молочные предприятия били «рекорды», имея 43 621 тысячу рублей внешних просроченных долгов. Сейчас, по словам прокурора Минской области Олега Лаврухина, вернуть деньги «проблематично, поскольку фирмы, которым якобы поставлялась белорусская продукция, находятся в состоянии банкротства».

Между тем ситуация неоднозначная и вопросы всегда есть как к кредитору, так и дебитору, заявляют юристы-хозяйственники. Один плохой, потому что не платит. Но и другому нет особого оправдания, потому что отдал деньги. А если коммерсант обманул другого коммерсанта, как бы это горько ни звучало, значит, один из них плохой коммерсант.

К примеру, в мае прошлого года представитель АО Agro Suissе System (Швейцария), обитающий в Минске, вместе с директором белорусской коммерческой структуры «нагрел» Слуцкий мясокомбинат в особо крупном размере. В их отношении по факту хищения возбуждено уголовное дело прокуратурой Солигорского района. Тот же гражданин обманул должностных лиц ООО «Минскоблпродукт», торгового представительства «Минскмясомолпрома» в Москве. Заключив с обществом от имени швейцарской компании контракт на поставку оборудования по приготовлению комбикормов на 3 800 000 евро, завладел перечисленными 973 тысячами долларов в счет оплаты — и был таков. Это еще одно уголовное дело, возбужденное Слуцким РОСК.

Прямо Мальчиш-Плохиш какой-то, обидевший опытных экспортеров. Они кто — невинные овечки, попавшие в искусно расставленные сети? Вовсе нет, среди них есть один хитрый, скажем так, баран. Заключать контракт, перечислять предоплату настаивал бывший гендиректор областного мясомолпрома, распоряжаясь чужими деньгами и судьбами. В отношении экс-руководителя следственное управление УСК по Минской области возбудило еще одно уголовное дело, а позже соединило три в одном. Следователи, несомненно, разберутся и докажут, кто причастен к причинению ущерба государству. А суд накажет, и поделом.

Только на первый взгляд кажется, что дебиторская задолженность — это частная проблема организаций-поставщиков. На самом деле она бьет по своевременности расчетов за кредиты, платежам в бюджет и даже выплате зарплаты. Не хватает оборотных средств — не могут завершить модернизацию производства, освоить новую продукцию. Прокуратура Минской области заявила в областной Экономический суд в интересах предприятий 22 иска о погашении просроченной внешней дебиторки более чем на миллиард 300 миллионов российских рублей и 2 миллиона долларов, претензии удовлетворены. Но как вернуть деньги из-за рубежа? В прошлом году, к примеру, иностранные контрагенты вернули под напором прокуратуры более 150 миллионов российских рублей, 800 тысяч долларов. Остальные, думаю, на совести тех руководителей, кто безоглядно отгружает продукцию.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter