Председатель райсовета депутатов Ирина Козел, депутат Палаты представителей Николай Шевчук пообщались с продавцами и покупателями фирменного магазина Верхнедвинского маслосырзавода.
— Директива Президента № 10 «О недопустимости роста цен» четко расставила все на свои места, и пропало желание у особо предприимчивых делать феноменальные наценки на реализуемый товар. Установлены предельные отпускные цены. Кто в первую очередь мог пострадать от нечестного бизнеса? Правильно, те самые сельчане, которые год от года кропотливым трудом обеспечивают продовольственную безопасность Беларуси.
На особом контроле остается обеспечение сельского населения необходимыми товарами и услугами. Для меня было важно посмотреть, что и по какой цене может приобрести сельчанин, устраивают ли его ассортимент и уровень обслуживания. Наше государство всегда защищает интересы потребителей. Это надо ценить.
Недопустимо, чтобы кто-то строил суперприбыль своих торговых точек за счет операторов машинного доения, животноводов, которые в любую пору, не глядя на мороз, проливной дождь, спешат на молочно-товарные фермы и комплексы, механизаторов, работающих с весны и до поздней осени на полях, а сегодня активно продолжающих ремонт сельхозтехники в мехмастерских. К тому же кто, кроме государства, позаботится о небольших деревушках, в которых осталось буквально несколько жителей?
В районе мне важно было услышать мнения продавцов и покупателей о проблемах частного бизнеса на селе, социальной нагрузке по обеспечению и доставке товаров, которую несут автомагазины потребкооперации, наличии на торговых полках продукции отечественного производства, ее востребованности.
Всего в районе 235 торговых объектов государственной и частной форм собственности. Специалисты отдела экономики регулярно проводят мониторинг их работы.
— Николай Николаевич, на Верхнедвинщине 255 населенных пунк-тов, в 115 из них численность жителей не превышает десяти человек. Для обслуживания малых деревень автолавки незаменимы, но о высокой прибыли их говорить не приходится?
— Здесь важно учитывать другой момент — социальную политику страны. Каждый сельчанин, так ведь оно и есть, не обделен вниманием. И сколько бы километров ни было до деревни, туда, где проживает один или двое, надо заехать и предложить обслуживание. Все по социальным стандартам.К слову, в Верхнедвинском районе недавно новая автолавка. Приобретена Белкоопсоюзом взамен старой машины. Техническая начинка более современная: холодильное оборудование, вентиляция, кондиционер. Далеко не каждый сельский магазин может похвастаться такими же условиями. И покупателю хорошо, и продавцу комфортно. Можно предложить более широкий ассортимент скоропортящихся товаров. Актуальным становится понятие качества обслуживания населения.
Количество маршрутов остается прежним. Новый автомагазин улучшенной комплектации обслуживает деревни в направлении Освеи. Маршрут протяженный, но продуман оптимально, чтобы минимизировать транспортные расходы.
Один из проблемных вопросов, выявленных во время проводимого мониторинга: не каждый филиал Витебского областного потребительского общества имеет свой расчетный счет, часть товаров могут приобретать только по предоплате. Считаю это неправильным, учитывая возложенную на них социальную нагрузку. Им сложно конкурировать с торговыми сетями, которые в приоритете ставят получение максимальной прибыли, а не заботу о жителях отдаленных деревень.
Например, в деревне Прудинки посетили магазин потребкооперации. Местоположение выгодное, однако ассортимент товаров уступает фирменной и частной торговле. Соответственно, и выручка небольшая.
Поэтому, чтобы поддержать потребкооперацию, необходимо дотировать транспортные затраты автолавок за счет бюджета или через льготное кредитование. Надо найти наиболее приемлемую схему оказания государственной помощи, вернуть райпо финансовую самостоятельность. В общем, есть вопросы, на которые стоит обратить пристальное внимание на республиканском уровне.
— Под фирменной торговлей вы подразумеваете прежде всего перерабатывающие предприятия?
— И сельхозорганизации в том числе. На этом неоднократно делал акцент Президент. Произвели, продали и получили высокую прибыль — вот ориентир для успешного ведения аграрного бизнеса. Получается замкнутый цикл, реализация качественной продукции, за которую люди голосуют рублем. В Верхнедвинском районе мы посетили магазин «Мясная лавка» ОАО «Шайтерово». Находится он в агрогородке, но, судя по предложенному ассортименту, мало чем отличается от райцентра. Торговые точки сельхозпредприятия также есть в Полоцке, Новополоцке, и они достойно выдерживают конкуренцию с частными магазинами.
Кстати, в Шайтерово по соседству есть частный магазин № 1 «Алиса». Представлен в нем отличный ассортимент продукции, в частности хлебобулочных изделий. Схожие торговые объекты предприниматель открыл и в Прудинках, в перспективе еще три в близлежащих населенных пунктах. Это значит, что, имея возможности, умелый бизнесмен сумеет расширить свое дело, приумножить капитал.
Во время посещения Верхнедвинского района возник еще один интересный вопрос, касающийся Указа Президента № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Принят он был в 2017 году и рассчитан на пять лет. Благодаря документу в районе построено 30 магазинов на селе. Изменятся ли в перспективе условия для организации бизнеса? На мой взгляд, кто хотел и сумел эффективно воспользоваться предоставленной возможностью, тот сумел достичь многого. Если у тебя получается, расширяйся, создавай дальше, конкурируй с другими на равных.
Посетили мы с председателем райсовета депутатов Ириной Козел, заместителем начальника отдела экономики райисполкома Ольгой Кучеровой фирменный магазин ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод», который за многие годы работы заявил о своем конкурентном преимуществе по отношению ко многим другим торговым объектам города.
Резюме? Цены в районе на особом контроле, нареканий на качество торгового обслуживания со стороны населения нет.
bernikovich@sb.by