Источник: Знамя юности
Знамя юности

Пчеловод в третьем поколении Татьяна Полякова ухаживает за семейной пасекой в 330 километрах от дома

Если любишь пчел

Как приручить пчелу, Татьяна Полякова знает с детства. С тех самых пор, как научилась ходить достаточно уверенно для того, чтобы преодолеть расстояние от порога деревенского дома до ульев и обратно. По образованию – экономист, по трудовой книжке – замдиректора в лизинговой компании, а по призванию – пчеловод. На выходных она едет за 330 километров от Минска в деревню Дубасно Мстиславского района на семейную пасеку, которую называет персональным раем.


Многие дети обычно боятся насекомых, убегают подальше, если услышали жужжание над головой. В два года Таня, наоборот, со всех ног мчалась к пчелам, стремясь их перевоспитать:

– Наша пасека расположена прямо во дворе, от угла дома до ближайшего улья буквально пару метров. Однажды мне не понравилось, что пчелы не дают спокойно гулять, я взяла первую попавшуюся палку и начала ей колотить по летку – отверстию в улье для вылета пчел. Его обитатели, естественно, не обрадовались резким движениям, и родителям пришлось прятать меня, покусанную и ревущую, от обидчиков. К счастью, аллергии на пчелиный яд не было, как и испуга, а тот случай научил тому, что с пчелами надо дружить. 

Из хобби, которым всерьез увлеклась еще в школьные годы, пчеловодство стало для Татьяны любимым делом. И если раньше приходилось совмещать его с основной работой, то теперь молодая мама, будучи в декретном отпуске с шестимесячной дочкой Софией, с нетерпением ждет лета, чтобы провести его в деревне:

– По белорусским меркам наша пасека средних размеров. Маленькая – это десять ульев, большая – 200, а у нас с папой – 60. Когда-то давно мой прапрадедушка держал много домиков, но потом случился перерыв. С 1962 года уже дедушка поставил на участке первый улей. Со временем пасека разрослась и перешла к моему отцу, от него семейные традиции переняли я и брат, у которого тоже есть своя пасека под Оршей, где мы родились и выросли. 

В зависимости от сезона в одном пчелином домике проживает от 20 до 60 тысяч особей. Во время медосбора большинство трудится в полях, остальные делят между собой обязанности в улье. Одни занимаются уборкой, готовят мед, выпаривая из него влагу, строят соты из воска, заделывают прополисом щели в стенах, другие ухаживают за пчеломаткой или выкармливают молодое потомство – дел хватает. Но основная функция, запрограммированная у пчел природой, – запастись медом на зиму. В теплый сезон труженицы не отдыхают и даже не спят по ночам. Труд пчеловода тоже процесс нон-стоп, в этом Татьяна убедилась на собственном опыте:

– Первый рой сняла в 12 лет. Что это значит? В сезон медосбора пчелиная семья активно развивается, особей в домике становится слишком много, и они готовы к тому, чтобы выбрать новую королеву и отделиться, потому что две матки, старая и новая, никогда не уживутся. В погожий день вместе со старой королевой рой активно покидает улей, собираясь в большое облако где-нибудь неподалеку – на ветке соседнего дерева, например. Это десятки тысяч насекомых, и моя задача – не дать им покинуть пасеку. Селекцией занимается только папа, а все остальное, что должен уметь пчеловод, выполняю сама: чищу домики после зимовки, работаю с дымарем, снимаю магазин – ящик с рамками, где пчелы складывают мед, откачиваю его, сортирую по видам. Год назад мы закупили оборудование для автоматизации откачки меда и для кремования и по канадской технологии делаем крем-мед с добавлением орехов и сухофруктов, поэтому параллельно развиваю свой бренд в Instagram.


Со стороны может показаться, что мед – легкий доход, который за тебя создает природа. Но Татьяна предостерегает от подобных выводов тех, кто подумывает заняться пчеловодством ради быстрой прибыли:

– Это занятие нужно выбирать не из коммерческих соображений, а душой. Если ты любишь пчел, тебе близка их философия, ты не ощущаешь паники, когда на тебя летит рой, согласен быть многократно ужаленным, бесконечно ухаживать за ульями, а меда в них в итоге не обнаружить (такое тоже бывает!), тогда начинай действовать. Для пасеки нужен участок в окружении чистых полей, лугов, лесов, фруктовых садов. Если условия подходящие, то дальше все просто: информации, видеороликов, лекций о пчеловодстве полно в интернете. А оборудование продается даже на барахолках. Инвентарем «под ключ» можно закупиться в специализированном магазине. Пчелопакет стоит от 90 до 140 рублей, бэушный улей в зависимости от материала и размеров  – от 80 рублей.

Когда все необходимое есть, надо быть готовым трудиться как пчела. И периодически из-за усталости терзаться вопросом: зачем мне все это? Для себя Татьяна давно нашла ответ:

– В детстве ты просто любишь мед и хочешь за кем-то ухаживать, а к 30 годам, когда проникаешься этим делом и можешь бесконечно долго наблюдать, как над пасекой летают пчелы, вдыхать сладкий аромат и получать от этого настоящий кайф, уже не представляешь свою жизнь иначе. В последние годы на планете пчелы гибнут из-за болезней и агрессивного сельского хозяйства, а без них исчезнет 70 процентов всего того, что мы едим. Поэтому у желания продолжать семейные традиции есть и глобальная цель – помочь сохранить экосистему. 

КАК ВЫБРАТЬ НАТУРАЛЬНЫЙ МЕД?

1. Покупать мед надо только у пчеловодов либо в специальных пчеловодческих магазинах, где товар проверяют на качество. 

2. Нужно хотя бы примерно знать, каковы консистенция, вкус, цвет и запах у различных видов меда – липового, гречишного, рапсового, лесного и других.

3. Если капнуть мед на бумагу, он не должен оставлять мокрых следов. 

4. Можно на время окунуть в мед крошку хлеба – она должна засохнуть, а не размокнуть.

5. Ложку меда можно развести в стакане воде и понаблюдать, не по­явился ли осадок (он свидетельствует о примесях в составе). Если в содержимое добавить каплю йода и вода начнет темнеть, синеть или чернеть, скорее всего, в меде есть крахмал или утяжелители на его основе. 

6. В банке мед не должен отслаиваться: если слои неоднородные (внизу густой, сверху жидкий), скорее всего, продукт был подвергнут шоковому разогреву и потерял полезные свойства.

7. Зимой или ранней весной прошлогодний мед не может быть жидким: кристаллизация натурального продукта – это естественный процесс. Только несколько сортов засахариваются медленнее других, например, падевый и крушиновый мед, а также привозные – акация и каштан.

zubkova@sb.by

Фото из архива Татьяны Поляковой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter