Если кто-то кое-где у нас герой...

Престиж образования с каждым годом становится выше. А желающих получить хорошее образование все больше. Возможностей для этого достаточно — в стране десятки университетов, академий, колледжей... Но путь к знаниям сегодня очень тернистый. Как помочь школьнику на этом пути, размышляют наши читатели...

Престиж образования с каждым годом становится выше. А желающих получить хорошее образование все больше. Возможностей для этого достаточно — в стране десятки университетов, академий, колледжей... Но путь к знаниям сегодня очень тернистый. Как помочь школьнику на этом пути, размышляют наши читатели.


Олимпийский балл


Мои личные наблюдения показывают, что поступить в вуз достаточно просто. Открою секрет, как это сделать. Во–первых, нужно быть просто достаточно подготовленным. Известно, впрочем, что на многих, даже хорошо подготовленных школьников атмосфера вступительных экзаменов действует обескураживающе и в общем конкурсе им участвовать тяжело. Для них существует развитая система олимпиад. Конечно, не каждому удастся достигнуть уровня даже областной олимпиады по тому или иному предмету. Однако попытаться стоит. Как минимум будущий абитуриент приобретет хороший опыт. В случае же успеха поступление во многие вузы может значительно упроститься. Как упростилось оно для меня. Так что хочу всем посоветовать: участвуйте в олимпиадах! И вы обязательно станете студентами.


Михаил Дергач, студент, Брест.


Ученье — свет. Если денег — тьма?


Сегодня за обучение в вузе своего драгоценного чада семье приходится выложить кругленькую сумму. Конечно, есть и бюджетные места, но их количество с каждым годом сокращается. Поэтому шансов обучаться на бесплатной основе у абитуриентов все меньше. Но даже поступив на бюджетное место, студент вынужден нести существенные расходы: общежитие, дополнительные спецкурсы, литература... Как ни крути, а образование — дело весьма затратное.


Как же быть, если родители, желая обеспечить достойное будущее своему ребенку, не имеют достаточно средств, чтобы оплатить его обучение? Первое, что приходит на ум, — положить энную сумму на счет в банке. Однако достаточно скромные банковские ставки не дают возможности получить существенную поддержку для семейного бюджета. Можно, конечно, взять кредит на образование. Но придется отдавать гораздо большую сумму. Не каждому такие условия по карману.


Мне кажется, стоит присмотреться к опыту наших соседей–россиян. Я недавно был у родственников в Иркутске и узнал, что там уже несколько лет работает фондовый центр. Здесь можно разместить свои средства под весьма выгодный процент: 2,5 — 4,2 в месяц. Это значит, что, заключив договор и передав центру накопленную сумму, через определенный срок (от месяца до года) можно получить существенную прибыль. И оплатить этими деньгами образование детей. Почему бы и у нас не открыть такие фондовые центры?


Виктор Кунцевич, Витебская обл.


Грань между городом и деревней


Мы, жители села, попали в наиболее сложную ситуацию. Льготы учащимся сельских школ сохранились только в определенные вузы, в большинстве — не самые престижные. Родители настроили своих детей на поступление именно в эти учебные заведения. И каково же было наше удивление, когда на сайтах многих вузов появляется информация об отдельном конкурсе среди сельских выпускников. Многие родители в смятении. Ведь никто точно не может сказать, в каких вузах сохраняются льготы сельским ученикам, а где их не будет.


И еще. Ученики и учителя сельских школ наблюдают ежегодно и такую картину. В апреле — мае школы близлежащих к городу сел наводняются учениками из города. Цели их понятны: во–первых, уклониться от экзаменов в профильных классах городских школ (где на них тратилось не только время, но и государственные деньги), во–вторых, получить аттестаты сельского образца (что опять же дает им преимущество перед своими бывшими одноклассниками — 20 — 30 баллов). Если родителей этих детей, да и их самих, можно понять, то непонятно другое. Куда смотрят директора школ, Министерство образования, ведь все это делается практически официально, без утайки. Разве это нормально, когда ученик, получивший за 11 лет обучения в городской школе отметки 7 — 8, получает в аттестат 8 — 9, и это — за две–три недели обучения в сельской школе при посещаемости занятий 50 процентов!


Справедливо ли будет, если ученик, добросовестно проучившийся в школе, отдававший все силы и время учебе, уступит в конкурсе таким махинаторам? Ведь они фактически получают двойную выгоду: имеют преимущество как перед сельскими учениками, более высоким баллом аттестата, так и перед городскими, поступая по отдельному конкурсу плюс получая целевые направления как жители села. А ведь чтобы исправить ситуацию, не надо никаких дополнительных средств. Достаточно родителям детей с аттестатами сельского образца предъявить документы с пропиской — паспорт или его ксерокопию. Потому что любая справка о прописке в сельской местности может быть просто куплена — прописаться на селе не проблема. Если родители прописаны в городе, какие могут быть сомнения, в какой школе учится ребенок? Этот вопрос нужно разрешить в ближайшее время. Каждый ученик должен быть уверен, что все–таки существует прямая зависимость между тем, как учишься и куда поступишь. Государство же выигрывает в том, что получает классных, знающих специалистов, а не хитрецов, которые будут всю жизнь думать о том, как обойти законы.


В.Северина, Лепельский район.


На репетитора надейся и сам не плошай


«Даю репетиционные уроки. Готовлю к тестам по всем предметам!» — такой текст я, пожалуй, могла бы дать в какую–нибудь рекламную газету. Скажете, свежо, ново, но совершенно нереально? Отнюдь. В любом деле главное — правильный подход.


Все началось с того, что примерно год назад моя дочь–девятиклассница определилась с выбором будущей профессии. Врач. «О, боже! — запричитала я, зная, что в мединституты нынче сумасшедшие конкурсы даже на платную форму обучения. — Не поступим!» Тем более что вот уже несколько лет мое чадо (следуя за братом–физиком) училось в технической гимназии, где каждый день преподают математику и физику, а биология и химия, так сказать, на общеобразовательном уровне. Вы не знаете, что это такое? Объясню. Это значит, что в дневнике у вашего ребенка «восьмерки» и «девятки», а в голове...


— Что у тебя было в школе по химии? — скептически заметил супруг.


— «Пять».


— Но, заметь, 20 лет назад. Ты хоть помнишь, что такое валентность? Ну и как ты можешь определить уровень знаний ребенка?


В общем, решение было принято предсказуемое. Берем репетитора. Точнее, двух. И по химии, и по биологии. Между прочим, оба были найдены по связям и знакомствам. С безукоризненной репутацией. Через год, чтобы проверить уровень готовности ребенка к вступительным тестам, пробуем для начала поступить в профильный класс лицея. Лицеисты, по статистике, сдают вступительные не ниже 70 баллов. Штурмовать решили сразу лицей БГУ. Чего уж мелочиться! Ведь целый год ребенка по биологии и химии готовили преподаватели вузов. Я имею в виду репетиторов. Увы, результат поверг в панику. Ее, наверное, сейчас испытывают и родители абитуриентов, заваливших централизованное тестирование. «Мы» сдали химию на 25 баллов из 100 возможных, биологию — на 48. Замечу, в школе оба предмета нам удаются на 9. Словом, провалились с треском! Проходной по итогам двух экзаменов был 109 баллов.


«И что теперь? — лихорадочно соображала я. — Ставим крест на мечте?» Но какой–то внутренний голос отговаривал меня принять скоропалительное решение. И в раздумьях я пошла... в книжный магазин. Огромные стеллажи там были заставлены всевозможными учебниками, тестами и прочей справочной литературой. Заплатив около 100 тысяч издателям всей этой полезной литературы (к слову, каждый урок репетитора стоил нашей семье 10 условных единиц), я взяла отпуск на работе, села сама за учебники и посадила рядом дочь. У нас еще оставалось около месяца на подготовку к поступлению в другие лицеи Минска. Каждый день с утра до вечера мы решали предложенные авторами задачки (с подробнейшим объяснением решения), отвечали на тесты. Причем, представьте себе, мне не пришлось вспоминать школьный курс химии и биологии. Учебники составлены так, что репетировать по ним может любой неуч. К коим в химии и биологии я себя честно причисляю. Просто диктуешь ребенку задачку и затем по книжке проверяешь ход решения и разбираешь ошибки.


Уж не знаю, случилось ли чудо или мой метод подготовки оказался довольно эффективным, но моя дочь поступила в лицей. Причем с серьезным запасом по баллам. Так что, как закончатся каникулы, иду прямиком в книжный магазин «Светоч». Сама подготовлю ребенка в медицинский институт! Благо теперь мне будут активно помогать лицейские педагоги. А родителям будущих абитуриентов мой совет: на репетитора надейся, но и сам не плошай. Тогда обязательно все получится. И особого героизма для этого не требуется. Героем может стать каждый.


Валентина ЛАВРИКОВА, Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter