Если душа не умеет молчать

Что представляет собой трудовой день социального работника на селе? Корреспонденты «НГ» искали ответ на этот вопрос в деревнях Дзержинского района.Это в городе некоторые бабушки и дедушки относятся к ним чуточку отстраненно: ну пришел человек на дом, ну выполнил необходимую работу – так ему ведь за это деньги платят! Порой можно и покритиковать, и даже чаю не предложить выпить… На селе все по-другому. Миловидная, подтянутая, всегда с добродушной улыбкой на губах Елена Северюхина, работник территориального центра социального обслуживания населения Дзержинского района (на фото), почти для всех своих «девочек» – подопечных старушек 70–80 лет, стала одновременно и мамой, и подружкой, и любимым ребенком.

— Дочушка моя пришла! — радостно засуетилась жительница деревни Шатилы Регина Алексеевна Трич, едва увидев за воротами знакомый силуэт Елены. Предупрежденная о визите журналистов, бабушка заготовила целую вступительную речь: — Ой, на Еленочке все хозяйство, почитай, держится! Она и убраться поможет, и в огороде порядок наведет. Помнишь, детонька, как мы с тобой картошку садили? И в больницу свозит на машине. А как выносила здоровенные мешки мусора, за керосином в Минск специально ездила — в районе его не достать...
— Керосин-то вам зачем? — спрашиваю.
— А огурки от вредных насекомых опрыскивать! — поражается моему невежеству Регина Алексеевна. — Чайную ложечку на ведро воды!
— Давайте-ка я вам, родная моя, давление измерю, — приступает к своим обязанностям Елена, усаживается рядом с бабушкой и начинает колдовать над тонометром, одновременно отвечая на мои вопросы. — У Регины Алексеевны двое детей живут в Минске, сын почти каждый день навещает, дочка раз в неделю приезжает — женщинам от семьи оторваться всегда сложнее. Но уход за пожилым человеком нужен круглосуточно. Меня мои “клиентки” найдут по телефону и днем, и ночью. Из Минска не всегда можно сюда быстро добраться, а проблему решать надо. Так что я с утра до ночи на подхвате. Тружусь на ставке с четвертью, а получаю 420 тысяч рублей. Не так уж мало для деревни, но явно недостаточно для хорошей жизни. Особенно если учитывать, сколько сил, и моральных, и физических, отнимает любимая работа...
— Что же не хотите в столицу перебраться, Регина Алексеевна? — интересуюсь у бабушки, пока Елена прибирается по хозяйству. — К детям поближе — и вам, и сыну с дочкой спокойнее...
— Никуда я уже отсюда не поеду, — доверительно сообщает мне собеседница. — Не мыслю себя в городе. Здесь деревенский воздух, дом, огород. Своя койка. Я, знаете, даже в гостях ночевать не остаюсь — не привыкла спать на чужой постели. Уж сколько Богом отмерено — столько на родине и проживу!
— Мне с ними легко, — рассказывает про бабушек Елена, пока мы идем в другой дом, к 89-летней Любови Андреевне Дидюле — ее надо отправить на машине территориального центра соцобслуживания в город к врачу. — Может, потому, что я не лукавлю, когда говорю, что не начну решать свои проблемы, пока не разберусь с вашими. У меня на обслуживании 11 старушек из деревень Шатилы, Петковичи и Невеличи. Заметьте: ни одного дедушки. Многие умерли, кого-то дети забрали под крыло... Так что мы чисто женской компанией воюем с возрастными недомоганиями. Зато понимаем друг друга. Женщина — она ведь женщиной и в 90 остается. Помню, похвалила у одной бабушки кофточку, так она потом к каждому моему приходу в “обновке” красовалась. Ну, “обновка” — это сильно сказано: просто вспомнила про давно не ношенные, но очень красивые вещи. “Девочки” любят комплименты.
Поездка к врачу заняла совсем немного времени. Возвратились в Шатилы, навестили старушек в Невеличах. Одна просит закупить в Дзержинске продукты, вторая дает список необходимых лекарств. У третьей просто хорошее настроение, хочется поговорить. А как без этого? Пожилым людям ведь не только физическая помощь нужна, иногда возможность высказаться, ощутить моральную поддержку творит чудеса: бабушки преображаются, возле глаз собираются сеточкой морщинки-усмешки. Умиляются, что еще интересны кому-то их рассказы, воспоминания ... “Иногда важнее снять паутину с души, а уже потом — паутину с потолка”, — философствует Елена.
— А дети не ощущают недостатка маминого внимания? Вы же всю себя отдаете работе! — задаю провокационный вопрос, зная, что Елена и Александр Северюхины воспитывают троих красавиц дочерей.
— Они чувствуют его избыток! — смеется. — Как только у Яны, Алеси и Сашеньки появляется свободная минутка, они тут же стремятся помочь маме. Я их частенько беру с собой, когда к своим “девочкам” хожу: несколько пар пусть и детских ручонок никогда не помеха. Помогут подрезать ветки яблони, прибрать в доме, вымыть посуду, поднести тяжеленные сумки из магазина. Кстати, сейчас мы всей компанией отправимся белить деревья к одной бабушке в Петковичах, вот и полюбуетесь на семейные будни...
Вернувшихся из школы девчат быстренько переодели в рабочую одежду, дали в руки кому грабли, кому ведерко с известью, кому мешок с остальным инвентарем — тяпкой, кистями, лопатой. Дружное семейство, за исключением хозяина — Александр был на службе, — двинулось по деревенской улочке. Младшая, Сашенька, восторженно позировала нашему фотокорреспонденту, старшие, Яна и Алеся, строили трудовые планы.
— Когда я начинала работать, бабушки в нашем районе едва доживали до 70 лет, теперь бодренько топают и в 85, и в 90, — рассказывает по дороге Елена. — Я считаю это главным достижением деятельности соцработников! Конечно, есть пожилые люди, к которым очень тяжело войти в доверие. Старые что малые: все чувствуют, понимают. Их нельзя обмануть. Поэтому в нашей профессии важно, чтобы, пока работают руки, не молчала душа: только лаской, теплом, заботой и любовью можно добиться того, что человек распахнет навстречу тебе свое сердце...

Кстати

По словам начальника управления по труду, занятости и социальной защите Дзержинского райисполкома Михаила Смольского, сегодня в районе на 60 соцработников приходится более 700 обслуживаемых пожилых людей и инвалидов. Это 127 населенных пунктов. Чтобы везде успеть за один короткий рабочий день, соцработники передвигаются на купленных центром 46 велосипедах. При территориальном центре есть машина и микроавтобус, которые используются не только при обслуживании, но и, например, когда нужно отвезти больного пожилого человека к врачу или в дом-интернат.
— В районе нелегко найти людей, которые могут быть социальным работником, — признается Михаил Александрович. — Здесь нужно не только особое умение ладить с бабушками и дедушками, инвалидами, но и готовность при случае пожертвовать своими интересами ради нуждающегося в тебе человека. Наши милые женщины (а социальные работники района — исключительно представительницы  прекрасной половины человечества!) справляются. Уверен, все  подопечные на себе ощущают их главные  человеческие качества: отзывчивость, доброту и оптимизм.

 Цифры и факты

По данным отдела развития и координации социальной помощи и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты, сегодня в Беларуси 12,4 тысячи социальных работников. Из них на ставку трудятся 6,6 тысячи человек. Остальные — на условиях неполного рабочего дня: они обслуживают только 1—2 нетрудоспособных граждан. Средняя зарплата соцработника на ставке — 330—340 тысяч рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter