Если долг оказался вдруг…

Примерно 70 процентов судебных исполнителей в Беларуси — женщины

Что  делать,  если  его  возвращать  не  спешат?

В Беларуси нет коллекторного агентства по  «выбиванию» долгов. С должниками у нас по-прежнему работают судебные исполнители. Кто эти люди и как они справляются со своими обязанностями? Этот вопрос волнует многих наших читателей. Поближе познакомиться с делами и проблемами судебных исполнителей нам представилась возможность на одном из расширенных заседаний коллегии Министерства юстиции Беларуси, в которой принял участие и заместитель министра юстиции Александр Симонов.

Работа судебного исполнителя многогранная и сложная, и не все справляются с огромными эмоциональными и моральными нагрузками, откровенно констатировали участники коллегии минюста Беларуси. Есть, в силу различных обстоятельств, в этом деле как определенные достижения, так и весьма тревожные прецеденты.

Постоянный контроль и четкие требования со стороны Министерства юстиции позволили значительно сократить сроки исполнения судебных решений. Если в конце 1990-х годов с нарушением предусмотренных законодательством временных рамок было окончено более 21 процента исполнительных документов, то к 2007 году – менее двух. Хотя за последние пять лет количество приговоров, требующих вмешательства судебных исполнителей, возросло более чем на треть. Например, только в первом полугодии 2008 года на исполнение в суды поступило 835 тысяч документов — сколько за весь 2002 год.

Согласно исполнительным документам за год подлежало ко взысканию 340 миллиардов рублей, из которых реально взыскано судебными исполнителями 228 млрд., или около 70 %. Для сравнения: у наших ближайших соседей процент реального исполнения соледующий — в Литве 15—20 %, в России около 30 %.

И хотя в Беларуси судебные исполнители работают значительно лучше и эффективнее своих литовских и российских коллег, это не может служить поводом для самоуспокоения, считают в Министерстве юстиции. Ведь почти треть судебных решений еще исполняется недостаточно качественно, и в каждом случае страдают интересы конкретного человека. Потому, как подчеркнул заместитель министра юстиции Беларуси Александр Симонов, необходимо активизировать работу в данном направлении.

Искореняя  формализм  

– Отдельные судебные исполнители проявляют строгость порою только при вызове должника в суд, – констатировал Александр Симонов. – При возмещении ущерба по совершенному преступлению, если у должника нет имущества, ситуация ухудшается.

Почему?..

Может, председатель суда не проявляет должного интереса к работе судебных исполнителей?

– Почему получилось, что взыскатель обратился в суд, председатель переадресовал его заявление судебному исполнителю, а тот положил его под сукно? – вопрошал замминистра юстиции.

И хотя этот конкретный факт касался непосредственно Гродненской области, многие судьи и судебные исполнители опустили головы.

В Шумилинском и Минском районах, Октябрьском районе столицы и Ленинском (Гродно) установлены факты продажи арестованного имущества по заниженной цене, в том числе родственникам и знакомым судебных исполнителей. Как такое могло случиться? Ведь такие факты характеризуют и формальное отношение к работе председателей судов. 

Когда взглянешь на проблему изнутри, то высвечиваются и другие сложности профессии судебных исполнителей. Например, в Гомельской области более 10 судов работают с превышением допустимых нагрузок. Только по исполнению Декрета № 18 в райсудах области находится около девяти тысяч документов. В 2008 году по ним взыскано около 5 млрд. рублей, или примерно 40 % всей подлежащей взысканию суммы. Только по банде «морозовцев» исполняется 112 постановлений суда в пользу взыскателей, 28 постановлений исполнено полностью. С соблюдением всех процедур продано, например, недостроенное здание кафе в Гомеле. 

Есть вопросы у судебных исполнителей к сотрудникам Департамента исполнения наказаний, особенно по обеспечению занятости осужденных. Ведь неработающий осужденный должник отнюдь не способствует быстрейшему исполнению судебных решений. И зачастую эта проблема остается головной болью и после освобождения такого лица из мест лишения свободы.  

В последнее время на государственном уровне принято решение о максимальном упрощении служебной переписки. Делопроизводство и оформление различных запросов судебными исполнителями также, по мнению работников этой системы, нуждаются в упрощении. Существуют как объективные, так и субъективные трудности с получением информации о работающих должниках. Когда, например, с одной стороны, безусловно, существует и соблюдается гарантия тайны вклада, с другой – есть необходимость выполнения исполнительного документа.

Нужна  ли  суду  служба  собственной  безопасности?

…Разные пути повышения эффективности возмещения ущерба по исполнительным документам обсуждались на заседании коллегии Минюста.

Председатель суда Ленинского района Гродно предложил для решения проблемы подбора кадров и последующего контроля за работой судебных исполнителей создать в суде… службу собственной безопасности! Количество исполнительных приговоров превышает 20 тысяч в год, констатировал он. Естественно, проконтролировать все председателю суда невозможно. Нагрузка для судьи порою превышает 100 дел в месяц, курировать в дополнение еще и четырех судебных исполнителей ему сложно. Предлагалось снизить число подконтрольных судье исполнителей до двух…

– Когда вы лично посещали какого-либо должника? — поинтересовался замминистра юстиции у председателя суда.

– Давно… – прозвучал ответ.

– Вот вам и служба безопасности, – резюмировал Александр Симонов услышанное, а ведь если бы председатель суда и судьи интересовались взаимоотношениями, складывающимися у судебного исполнителя и должника, досадных профессиональных недоразумений было бы гораздо меньше.

Не смогли обойти на коллегии и неприятный вопрос о причинах, толкающих отдельных судебных исполнителей на противоправные действия. И, как следствие, приводящих к увольнению или даже на скамью обвиняемых.

Что побудило человека, проработавшего более 10 лет в системе судебных исполнителей, в том числе около девяти лет старшим судебным исполнителем в том же Гродно, пойти на нарушение закона?.. Недостаток контроля? Попустительство и безразличие окружающих? Вызревшая и незамеченная алчность?.. (Конфискованную иномарку, оценив ее «как надо», он продал родственникам, поставив личные интересы гораздо выше интересов потерпевшего.)

…Есть сложности в оценке конфискованного имущества должника. Нужны методические рекомендации, а порою и привлечение экспертов для оценки стоимости мобильных телефонов, компьютеров и прочих суперновинок. С другой стороны, всякая дополнительная экспертиза влечет удорожание имущества при реализации. Необходимо найти разумный компромисс!

Потому и работают специалисты по созданию единой республиканской базы данных для проведения торгов через Интернет.

К решению вопросов погашения долгов и задолженностей в Беларуси привлечено и внимание широкой общественности, что также должно способствовать защите интересов потерпевшей стороны и торжеству закона, уверены в Министерстве юстиции.       

Справка «Р»

Судебными исполнителями в республике работают около тысячи человек. Из них примерно 70 процентов — женщины.

Четыре года назад были изменены квалификационные требования к претендентам на данную профессию. Сегодня желающий работать судебным исполнителем должен иметь высшее образование.

Кроме исполнительных документов по решениям судов судебные исполнители также работают с постановлениями органов Министерства внутренних дел, административных комиссий, таможенных и налоговых органов и других.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter