Если бы юность хотела

Мнение: У юных бизнесменов нет смелости в реализации идей

Инвесторы ждут от молодежи перспективных идей и смелости в их реализации

Сегодня возраст многих белорусских бизнесменов таков, что впору говорить уже не о кризисе средних лет, а о скором выходе на заслуженный отдых. Недавно глава одного из деловых союзов даже сетовал, что, как соберутся директора, кругом одни «пивные животы» да «лысины».

Между тем наша молодежь, по признанию экспертов, обладает всеми необходимыми качествами, чтобы успешно дебютировать на ниве предпринимательства. И проблема даже не в деньгах: инвесторы готовы вкладываться в интересные проекты. Молодым людям зачастую не хватает хороших идей, а также решимости и готовности рисковать. Видимо, саму идею молодежного предпринимательства надо более активно популяризировать в обществе. Одним из шагов в этом направлении стал тематический семинар, который Министерство экономики провело для студентов профильных вузов.

Очевидно, что в белорусском обществе отношение к бизнесу по сравнению с тем, что было десяток-другой лет назад, заметно изменилось. Это раньше предпринимателей могли назвать рвачами, торгашами, спекулянтами или жуликами. Сегодня такие «лестные» определения вряд ли услышишь. И неудивительно, ведь около трети экономически активного населения занято в малом и среднем бизнесе, а ругать себя или своих близких как-то не с руки. Меняется и отношение власти к этому сектору, который уже формирует около четверти налоговых поступлений в бюджет. «Мы также наблюдаем, что предприниматели становятся более организованными, — подчеркнул во время встречи заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц. — Они объединяются в бизнес-союзы, без участия которых не обходится ни одно заседание Совмина. Практически все нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность, принимаются с участием этих структур». Происходит трансформация структуры отечественного бизнеса: доля торговли уменьшается в пользу производственной деятельности. Предприниматели с большей охотой инвестируют заработанные средства в перспективное развитие. «Молодежь, которая сегодня начнет свою деятельность, будет работать совсем в другой атмосфере, при других подходах и понимании бизнеса», — убежден представитель ведомства.

А что же сама молодежь? С одной стороны, как и в любой другой сфере, вчерашним студентам недостает опыта. А неудачная первая попытка может охладить или вовсе убить желание у молодого человека заниматься бизнесом. Юным рационализаторам порой не хватает коммерческой жилки. «Одна из проблем инновационного развития — медленное внедрение разработок. У нас не сложилась практика, как их продавать, продвигать в жизнь», — считает председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского Георгий Бадей.

Помогают юным предпринимателям инкубаторы малого предпринимательства, которых на сегодняшний день в Беларуси насчитывается около сотни. Резидент одного из них поделился со студентами опытом организации собственного бизнеса в сфере оздоровительного туризма. Он заметил, что успех заключается прежде всего в образовании и узкой специализации, выборе той сферы деятельности, которая интересна и должна быть востребована в государстве в ближайшие годы. Что касается инкубаторов, то они дают возможность недорого получить офисное помещение, обеспечивают информационной поддержкой. Между тем идеи для бизнеса можно найти всегда, даже в непринужденных беседах с друзьями, считает предприниматель.

Действительно, зачастую юным талантам не хватает смелости в реализации своих идей, подтвердила директор дирекции инкубатора малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО» Марина Найдович. Она рассказала, например, что на недавнем конкурсе инновационных идей для молодежи Минской области был представлен проект, который очень понравился одной известной компании региона. Ее руководство предложило ребятам беспроцентный займ на полтора года в размере Br 180 млн., но они в конечном итоге от него отказались: побоялись, что не смогут отдать. «Не хватило уверенности в своих силах», — пояснила Марина Найдович.

Что касается идей, то необязательно каждый раз придумывать свой велосипед, можно позаимствовать технологию у компаний, готовых ею поделиться, пояснила руководитель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева. Тема франчайзинга в Беларуси только начинает активно развиваться, но многие известные зарубежные бренды готовы поделиться с местными предпринимателями своим именем, технологиями, секретами производства, обеспечить поддержку в бизнесе. Безусловно, за определенную плату. Как правило, это проекты в области розничной торговли и общепита, но при желании каждый может найти среди многочисленных предложений франшизу по душе. Здесь риск заметно меньше, чем при реализации собственных проектов. По информации Ольги Леонтьевой, в первые 5 лет из 10 бизнесов, организованных по франшизе, продолжают успешно работать 8. В традиционном бизнесе, напротив, 8 предприятий прекращают свое существование. «Франчайзинг — это не панацея, но один из инструментов, позволяющих начать свой бизнес», — подчеркнула руководитель ассоциации. Кстати, в России в 2009—2010 годах лучшими франчайзинговыми точками были признаны объекты, открытые студентами.

Надо признать, что тема молодежного предпринимательства еще слабо обсуждается в обществе, средствах массовой информации и коридорах власти. А ведь именно сегодняшние школьники и студенты будут формировать лицо белорусского бизнеса уже в ближайшем будущем. Делая первые шаги на этом поприще, они смогут воспользоваться инфраструктурой поддержки предпринимательства, которая сегодня активно формируется.

---------------------------------------

Комментарий в тему

Константин ЖУРАВСКИЙ, председатель ОО «Общество содействия инновационному бизнесу», учредитель компаний ЦПП ООО «Стартап Технологии» и ООО «Игрика»:

— По моим наблюдениям, проектов становится больше. Растет и доверие, но люди все равно еще мало доверяют тому, что происходит. В первую очередь говорю об авторах. На самом деле в Беларуси громадное, колоссальное количество денег. В России — еще больше. А проблемы в наших странах одинаковые — это недостаток проектов и людей. На самом деле речь не идет о нехватке денег. Мало идей, недостает смелости у белорусов заявлять свои проекты. Потому что даже инвесторы спрашивают: «Где проекты? Привезите нам больше проектов». Нужен больший выбор идей, но самое главное — нужен человек, который бы смог справиться с ними. Тот, кто испытывает ответственность за то, что делает, и горит желанием добиться результата.

Могу сказать, что если бы 4 года назад у меня была такая поддержка, какая есть на рынке сейчас, мои личные результаты были бы совсем другие. Тогда в Беларуси было фактически пусто, и за последние годы сделано столько, сколько в России не сделано за 15 лет. Мы здесь опережаем всех. На самом деле надо четко понять, что белорусы во многих моментах гораздо сильнее и быстрее функционируют, чем остальные. Государство в последнее время помогает бизнесу, это правда. Изменения происходят медленно, но, в любом случае, быстрее, чем в других странах. И доверие постепенно растет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter