Если бы танки могли говорить

За 11 лет группа энтузиастов отыскала более 20 боевых машин и орудий Второй мировой

За одиннадцать лет группа энтузиастов отыскала более 20 боевых машин и орудий Второй мировой

У этих парней какое-то нечеловеческое чутье на все железное и стреляющее. Танки, самолеты, пушки, бронетранспортеры, бронекатера… Такое чувство, будто не они находят технику минувших войн, а она дает тайные знаки избранным. Для них нет непроходимых мест и недосягаемых глубин. Они круглый год работают в диапазоне -30 — +30 по Цельсию и радуются, как мальчишки, когда из болота показывается башня очередного героя отгремевших сражений. Они – археологи стальной гвардии, старатели забытых временем «приисков».

В баках — бензин. В башне — шоколад

Знакомьтесь, Игорь Матюк – руководитель группы по поиску и реставрации военно-исторической техники «Эхо войн». По первому образованию – инженер-конструктор. По призванию – водолаз-экстремал. По состоянию души – генерал, собирающий остатки «железной армии» в дебрях белорусских болот. Работал за границей и поразился тому, насколько трепетно немцы относятся к своей истории.

— Небольшой гражданский аэродром в Аугсбурге. Какой-то праздник. И его кульминация – посадка самолета «мессершмитт» образца 1940-х годов. Можете представить: у кромки поля этого события ожидали 60 000 зрителей! Он сел. И они гордились – видел по глазам. Летчиком. Боевой машиной. Ее исправностью и мощью. У нас же еще 10 лет назад на ходу не было ни единого танка. Ни е-ди-но-го, — сетует Игорь Владимирович.

Вернулся домой. Нашел в Шклове единомышленников (инженеров-механиков Александра Микалуцкого и Владимира Якушева), и поиск начался. Подняты пыльные тома немецких, российских и белорусских архивов. Опрошены сотни местных жителей и ветеранов. Методом магнитной разведки изучены гектары лесов и полей. Есть! В июле 1998 года в болоте близ деревни Шибеки поисковые приборы «увидели» бронемашину. Как выяснилось, быстроходный танк БТ-7.

— Он лежал на глубине трех метров, и было понятно: до зимы его ничем отсюда не вытащить. Топь. В ноябре, когда ударили первые морозы, мы проложили настил из бревен, залили его водой и по этой ледяной дороге смогли подогнать экскаватор. Снят верхний слой – можно нырять и крепить тросы. Первая попытка подъема – через 11 дней. Обрыв — и танк вертикально уходит в болото на 11 метров: оторвались буксирные рымы, за которые крепились тросы. Вторая удачная попытка – через 46 дней. Между ними – часы работы в акваланге в ледяной трясине и поиск мест, за которые можно зацепиться. В итоге трое человек, экскаватор, ГАЗ-66, гусеничный тягач и 57 дней, за которые мы достали танк, пролежавший в трясине 68 лет, — вспоминает Игорь Матюк. – Машина сохранилась просто идеально! В баках – бензин, в замке зажигания – ключ, в башне – пилотка, изолента и трофейный немецкий шоколад. Смотришь – и такое чувство, будто этот БТ-7 утонул вчера! Хотя на самом деле это произошло в июле 1941-го во время первого результативного контрудара Красной армии в направлении Сенно — Лепель.

Танк действительно редкий. 3 июля 2004-го он открывал парад в Минске. Пусть и спустя 64 года, но дошел до победы на заводских, полностью «родных» деталях.

Красные треугольники

Найти целый танк – большая редкость и удача. Из 100 наводок местных жителей 98 — пустышки. Или уже достали, или в помине не было, или старый колхозный трактор ДТ-74. Из десяти найденных бронемашин в среднем только одна в нормальном состоянии: и наши, и немецкие экипажи старались не оставлять трофеев противнику.

В башнях найденных танков — быт минувшей войны. В немецких – бутылки с вином, книги, галеты, бритвы, не отправленные домой посылки, значки, настенные часы с кукушкой, фотографии, телеграммы из дома, эротические журналы и даже женские резиновые сапожки советской фабрики «Красный треугольник». В наших – только оружие, боеприпасы и курево. Кто за чем приехал…

— Труднее всего отыскать и зацепить крюк бронемашины тросом. Нырять ведь приходится не в бассейн, а в болотную тину или ил: нулевая видимость плюс давление вязкой массы со всех сторон. Видели когда-нибудь муху, попавшую в мед, – аналогия полная! Работаешь на ощупь, сантиметр за сантиметром… Каждое движение, даже простой вдох, дается с трудом. Как-то раз мне пришлось сделать 268 погружений за фрагментами одного разбитого танка – можете себе представить?! – показывает фото Игорь Матюк. — Вообще, идеальный подъем – это целехонькая машина и ни одного скелета внутри. Значит, экипаж успел спастись, и люди, может быть, до сих пор живы. А бывает по-другому, и потом всю ночь снятся черепа и кости. Поэтому всякий раз мы берем с собой иконы, живые цветы и приглашаем батюшку.

Гигант на дне Невы

Сегодня в активе группы более 20 подъемов в различных уголках Беларуси и России. В разное время из болот, рек и песчаных карь«пантер» и «тигров», передана мемориалу в Елабуге. Советский тяжелый танк ИС-3 отреставрирован и сейчас украшает Аллею героев в Шклове. Т-38 (t) экспонируется на Поклонной горе в Москве. Самый тяжелый советский танк минувшей войны – КВ-1 – стал первым экспонатом музея «Прорыв блокады Ленин­града». Этот подъем мы будем помнить долго, — улыбается Игорь Владимирович. – Редкую находку обнаружили в Неве на глубине 9 метров. Вес с наваренной дополнительной броней — более 50 тонн. Угол наклона береговой линии – 65 градусов, сверху – грунт, ил и груда боеприпасов. Видимо, танк затонул во время бомбежки при транспортировке через реку. Не буду долго рассказывать о подготовке… Скажу лишь, что сам подъем длился более двух суток. Зима. Мороз. Пятидесятитонную громадину вытягивали стальными тросами, натянутыми по системе полиспаста. И чем удивили всех – вытаскивали танк лебедкой старого ЗиЛ-157. Достали – и ахнули: на борту полный боекомплект. Находка уникальна: таких танков на весь бывший Союз — единицы.

На спине дракона

…Мало кто знает, что знаменитый Т-34 при въезде на «Линию Сталина» — тоже дело рук шкловских поисковиков. Они перебрались сюда в 2007-м по приглашению директора фонда «Память Афгана» Александра Метлы. Теперь в их распоряжении огромный ангар, в котором кипят реставрационные работы. Но вернемся к Т-34.

— За годы поисков мы нашли семь бронемашин этой модели, но ни одной целой. Танк, который вы видите на постаменте, собран из них. Получился обобщенный образ победителя: стремительный, быстрый, освобождавший Минск и всю Беларусь. По совокупности боевых характеристик он признан лучшим в той войне, — рассказывает Игорь Матюк. – Если присмотритесь, увидите в башне пробоину от прямого попадания снаряда. Умышленно не стали ее заделывать в память об экипаже, погибшем в одной из танковых дуэлей 1944-го.

Отъезжаем от монумента с километр и упираемся в заградительное поле из «ежей». Рядом – Дорога войны: воссозданный фронтовой большак лета 1941 года. Подбитый армейский грузовик. Фрагмент фюзеляжа истребителя. Мотоцикл. И искореженные взрывами остатки советских танков, бронемашин… Разорванная гусеница от «тридцатьчетверки» выглядит, как выгнутая спина дракона. Колеса бронемашин – как щиты поверженных воинов. Здесь война не отлакирована и не отретуширована. Видно сразу: в этих танках горели, совершали подвиги и умирали. Заграждений нет – ходи, смотри, думай.

— Мы хотим оживить историю. Поднять ее со дна болот, очистить и вдохнуть жизнь в обездвиженный металл. Зачем? Мою маму та война оставила круглой сиротой. Дед погиб на фронте… И таких историй в Беларуси тысячи, — отводит взгляд Игорь Матюк. — Мы обязаны сохранить для детей ту технику, на которой отцы и деды остановили немецких конкистадоров. Когда сижу за рычагами заведенного танка или разгоняю его в открытом поле, хорошо представляю, как это было тогда. Меня обжигает гордость за них, победителей, и я невольно вспоминаю тех немцев, которые завороженно смотрели на полет своего «мессера». Там, на небольшом аэродромчике в Аугсбурге.

Это факт

В начале лета неутомимые поисковики фонда «Память Афгана» собираются поднять боевой истребитель в одной из деревень Гомельской области. А 3 июля их знаменитый БТ-7 участвует в юбилейном параде в честь освобождения Беларуси.

Кстати

Игорь Матюк был специально приглашен в Кармадонское ущелье на поиски Сергея БОДРОВА и его съемочной группы. Позже за проявленное мужество президент Северной Осетии присвоил ему звание почетного гражданина страны.

На снимках: Игорь Матюк и его группа: инженеры-конструкторы Александр МИКАЛУЦКИЙ, Владимир ЯКУШЕВ и тот самый БТ-7; Дорога войны на «Линии Сталина»: в этих танках горели, совершали подвиг и умирали. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter