Если бы камни могли говорить

На воссоздание белорусского Суздаля планируется выделить более 60 млрд. рублей

На воссоздание белорусского Суздаля планируется выделить более 60 млрд. рублей

Отдыхал в Болгарии и удивлялся. Один из курортных городков — Несебр — носит официальный статус музея. Внешне ничего особенного: рыбацкие домики начала ХIХ века, облагороженные развалины храмов, амфоры времен греческих колоний… Все ухожено, досмотрено, огорожено частоколом указателей и обвешано табличками с надписью «Охраняется государством». Все, как у нас, но с той лишь разницей, что памятники здесь имеют «товарный» вид. Средства на содержание, само собой разумеется, выделяются из доходов от туризма. И это логично. В нашем Мстиславле, где историей дышит каждый квадратный сантиметр, по сей день нет ни одной турфирмы и квалифицированного экскурсовода. Древний город-сказка рассыпается на глазах, а в исполкоме лишь с грустью опускают глаза: средств на реконструкцию в дотационном бюджете нет.

Был здесь четыре года назад и поразился обилию сохранившихся памятников: 88 — исторических, 57 — археологических, 19 — архитектур-ных. Причем 16 из последних внесены в список историко-культурного наследия. Город очень компактный: от памятника к памятнику можно переходить в режиме пешей экскурсии. Но после осмотра, как и в 2006-м, остались две сильные эмоции: восторг и жалость от того, что вся эта прекрасная старина рушится на глазах.

Кармелитский костел XVII века — объект первой категории, одна из самых старинных и ценных построек Мстиславля — покрыт паутиной трещин. На фасаде — темные пятна обвалившейся штукатурки. Со двора бросаются в глаза отсыревшие от влаги стены. А внутри — бесценные фрески, за которые любой реставратор отдаст душу… Здание бывшей мужской гимназии 1908 года постройки. Окна заколочены и закрыты пленкой. На замазанной побелкой вывеске едва различимая надпись: «Средняя школа № 1. Мсти­славль». Но, увы, побелка уже не в силах скрыть все болячки столетнего кирпичного фасада: он осыпается, промокает до самых «костей» и крошится. Учеников эти стены не видели лет десять. Небезопасно для жизни. 

Поворачиваемся на 180 градусов и упираемся в ансамбль иезуитского коллегиума XVIII века. На костеле видна свежая кирпичная кладка, но она ничто в сравнении с разрушительными следами прошедших столетий. Куда ни посмотри — оголенный красный кирпич, провалы и осыпавшаяся штукатурка. Такое чувство, будто с костела сняли кожу. Из всего комплекса больше других повезло двух­этажному коллегиуму. Раньше в этих кельях жили и молились монахи-иезуиты, теперь здесь интернат для глухих детей. Поэтому ремонт сделан. Но разве можно привести сюда на экскурсию туристов?

Если ехать из Мстиславля по смоленской дороге, справа вырастает звонница Пустынского Успенского монастыря XIV века. Сегодня это единственное, что уцелело от былого величия православной святыни. Собор и кирпичный монастырский корпус рассыпаются на глазах: ходить среди этих развалин небезопасно уже давно, под ногами — упавшие глыбы. На стенах пугающие таблички: «Стой! Опасная зона!». В корпусе школы, восстановленной силами монахов, — проступивший на стене лик Христа. Добрый знак. Он вселяет надежду на то, что в этом святом намоленном месте все еще будет хорошо.

В столь же удручающем состоянии и второе детище князя Семена Лунгвена — Свято-Онуфриевский мужской монастырь, что в 17 километрах от Мстиславля. Из всех построек 1407 года остался только храм, а от храма — один каркас… Еще 10 лет — и его тоже не будет.

«Лондон», «Париж», «Эрмитаж», Замковая и Девичья горы, Кресто-Воздвиженская церковь, храм Александра Невского, торговые ряды, лямус, паровая мельница, фрагменты Тупичевского монастыря, здания земской управы и казначейства, пожарная каланча… Когда идешь по городу, диву даешься: неужели на всем этом нельзя заработать денег, столь необходимых для реконструкции мстиславльской старины?

Не все так просто. Как выяснилось, в районе нет ни одной турфирмы, туристического центра и даже экскурсовода с квалификацией, позволяющей водить группы по городу. Есть историко-археологический музей, который относится к отделу образования и исправно выполняет план по платным услугам. Туристическая лицензия для этого не нужна… Собственно, сектор по туризму и крае­ведению райисполкома находится в структуре отдела и не обладает даже правом юридического лица. Поэтому всех туристов в Мстиславль, как правило, привозят смоленские, могилевские и минские туроператоры. Все, что остается в итоге району, — небольшой сбор за посещение музея. Почему так? Туристические лицензии, брошюры, указатели, сертификаты и обучение специалистов требуют серьезных вложений. В том и загвоздка.

— Даже по музею мы видим, что интерес к городу возрастает с каждым годом. В 2007-м его экспозицию посмотрели 1500 туристов, в 2008-м — 3000, в 2009-м — более 9000. Реальную же цифру можно смело умножать на 10: к нам едут гости из России, всех регионов Беларуси, Италии, Англии, Франции. Добавьте сюда несколько тысяч паломников, и получится реальная картина, — говорит Святослав Кусов, заместитель председателя по социальной и идеологической работе Мстиславского райисполкома. — В городе и районе сохранилось огромное историческое наследие, но дотационный бюджет не позволяет начать масштабную реконструкцию. Все эти годы мы стараемся сохранять памятники хотя бы в прежнем виде. Но и это, к сожалению, не всегда удается… Нынешний год для нас очень важный: близится к завершению подготовка Комплексной программы развития всего Мстиславского района до 2016 года с бюджетом 68 млрд. рублей. Мы передаем ее 15 мая на рассмотрение в Могилевский облисполком, 15 октября она поступит на утверждение Совета Министров страны. Эксперты уже дали оценку состоянию памятников. Теперь все будет зависеть от объема инвестиций.

Если хотя бы половину из предложенного удастся выполнить, к 880-летию города (2015-й) Мстиславль преобразится до неузнаваемости. Будут реконструированы в общей сложности 9 церквей и кармелитский костел. Из монастырского корпуса наконец выведут школу для глухих и превратят коллегиум в гостиничный комплекс. В самом костеле появится огромный орган. Реконструкция также затронет бывшую мужскую гимназию, городские торговые ряды, дом-усадьбу Горецкого в Богатьковке. В старом лямусе откроется музей этнографии, в пожарной каланче появятся обзорная площадка и музей пожарного дела. К Замковой горе проляжет перекидной мост, на самом же валу вырастут деревянный укрепленный замок и смотровые вышки для туристов. Пустынки. Здесь начнутся работы на Покровской церкви и братском корпусе, законсервируют Успенский собор. В центре Мстиславля появятся памятники основателю города — Ростиславу Мстиславичу, Максиму Горецкому и участникам Грюнвальдской битвы.

…С высоты Замковой горы Мстиславль, красивый и древний, лежит как на ладони. Увидев раз, нельзя не полюбить его прошлое и не вернуться сюда снова. Город-жемчужина, город-музей замер в молчаливом ожидании достойной огранки. Камни, к сожалению, говорить не могут.

----------------------------------

Прямая речь 

Игорь ЧЕРНЯВСКИЙ, начальник Управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Беларуси:

— Мстиславский район и сам город чрезвычайно интересны своей культурной средой, памятниками и ландшафтами. На пальцах одной руки можно сосчитать районы республики, где сегодня сохранилось так много свидетельств ушедших веков. В разные годы на отдельных объектах Мстиславля велись реставрационные работы, однако ни разу не разрабатывалась комплексная программа по воссозданию. Если она будет утверждена и профинансирована, Беларусь впишет в свою историческую летопись еще одну достойную страницу. Жители республики и иностранные туристы наконец смогут увидеть и оценить белорусский Суздаль во всей его неповторимой красоте.

----------------------------------

Цифра

На восстановление памятников историко-культурного наследия Беларуси в 2010 году выделено более 70 млрд. рублей. Сейчас проектные и реставрационные работы ведутся на 750 объектах.

----------------------------------

Компетентно

Николай БУРАК, начальник отдела архитектуры и строительства Любанского райисполкома:

— Когда видишь новое строительство, непонятно, есть на него разрешение или нет. Чтобы избежать таких ситуаций, мы периодически проводим рейды. Но люди продолжают думать, что на собственном участке можно строить все, что угодно. Пока дело не коснется проверки или продажи. Если бы к нам обратились за согласованием этого сарая, я, как архитектор, посоветовал бы выбрать другое место. Хозпостройка закрывает фасад дома, бросается с дороги в глаза. Мы бы грамотно выбрали на участке новое место. При правильном строительстве и вода в погреб не затекала бы. Тот факт, что постройка произведена на старом фундаменте, не играет никакой роли. Строительство все равно считается новым. Думаю, в решении суда пенсионерку больше смутила сумма, но выплатить ее придется.

----------------------------------

 Пустынский Успенский монастырь:
 
 
 
 
 
 
 
 
 Кармелитский костел:
 
 
 
 
 
 
 Бывшая мужская гимназия:
 
 
 
 
 
 
 Иезуитский коллегиум:
 
 
 
 Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter