Кризис-менеджер — о новшествах законодательства и решении конкретных проблем предпринимателей

Если бизнесу нужен доктор

Ольгу Рачко прекрасно знают не только в бизнес-сообществе, но и на телевидении: специалист по антикризисному управлению в течение двух сезонов была ментором в успешном проекте телеканала ОНТ «Мой бизнес». Причем во втором сезоне именно ее подопечные победили в соревновании предпринимателей и получили внушительную поддержку для своей фирмы. Сейчас Ольга ведет собственную рубрику в программе «Наше утро» — деловой понедельник для деловых людей начинается с ее советов. Проект «Бизнес-доктор» она создавала для того, чтобы суммировать собственный немалый опыт, но в первую очередь, чтобы помочь в трудных ситуациях предпринимателям и тем, кто только ступает на этот путь.


Важное и нужное дело

— Ольга, скажите, как пришла к вам идея «Бизнес-доктора»?

— После двух сезонов в проекте «Мой бизнес» я подумала: нужно помогать нашим малым предпринимателям и стартапам, потому что не каждый может обратиться к юристам, финансистам за консультацией, оплатить их услуги. Рубрика «Бизнес-доктор» создавалась как помощь начинающим и уже опытным бизнесменам. В ней я без «воды», простым человеческим языком рассказываю, например, о новшествах законодательства, даю рекомендации, как решить конкретную проблему или как запустить стартап, если вы хотите, но не знаете, с чего начать. У меня большой опыт: я около 20 лет работаю в сфере антикризисного управления, имею дело с предприятиями, которые находятся в сложном положении, и накопила целую историю ошибок предпринимателей.

— Проблемы предпринимателей в период коронакризиса как-то отражаются в вашей рубрике?

— Да, сейчас рассматриваю как раз вопросы ведения бизнеса на удаленке, разъясняю права и обязанности арендаторов и арендодателей в соответствии с Указом «О поддержке экономики», даю советы на злобу дня: как выжить в кризис рестораторам, тем, кто работает в туризме или в сфере обслуживания, — именно эти области в настоящий момент в центре моего внимания.

— Насколько востребованы ваши консультации у телезрителей?

— Я получаю много откликов, и это меня, конечно, стимулирует продолжать работу и совершенствовать рубрику. Обратная связь очень важна. Если твоя аудитория — начинающие предприниматели или те, кто только собирается открывать свой бизнес, им нужно многие вещи по полочкам раскладывать понятным языком. И когда после программы люди пишут и задают дополнительные вопросы о своих конкретных ситуациях, я понимаю, что делаю важное и нужное дело. Кстати, в дальнейшем «Бизнес-доктор» немного поменяет концепцию: в связи с тем, что у меня очень большой кейс работы с проблемными предприятиями, я планирую разбирать конкретные темы, например, бизнес-партнерство, взыскание дебиторской задолженности — словом, обсуждать все те вещи, с которыми сталкиваются наши люди в предпринимательской деятельности и в которых им требуется консультация специалиста.

Время возможностей

— Вы приводите в качестве примеров конкретные истории и фирмы?

— Да. Во-первых, я всегда опираюсь на собственный достаточно обширный опыт. Ко мне часто обращаются за помощью, и я использую эти примеры и истории — реальные, а не абстрактные. Ведь в теории бизнес выглядит совсем не так, как на практике. Из десяти пунктов теоретических советов в реальности действуют только два или три. А я рассматриваю каждый вопрос именно с практической стороны.

— Сейчас бизнес переживает не лучшие времена…

— Есть такая фраза: кризис — время возможностей. Это на самом деле так. Конечно, бывает бизнес, в котором все изначально пошло не туда и ведет только к увеличению кредиторской задолженности. В таких случаях я исповедую принцип: если лошадь сдохла, слезь с нее. Но в целом, хотя сейчас много сфер, оказавшихся в непростом положении, я все равно полагаю, что со временем и туризм, и общепит вернутся к нормальной жизни — уже возвращаются. Но чтобы пережить трудные дни, необходимы советы реальных специалистов, а не «коучей» и «стратегов», говорящих с людьми на непонятном им языке. Моя профессия антикризисного управляющего, как бы это ни звучало, направлена не на закрытие предприятий — основная цель и задача как раз реанимировать бизнес, развивать его. Руководителям сегодня нужно быть стойкими и показывать своим сотрудникам уверенность: вы знаете что делать, и все происходящее — не крах, а новые возможности.

ovsepyan@sb.by

 Фото из личного архива

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter