«Если б не медаль, так и Минск бы не увидела»

Тамара Грицук: Перевелась в звероводы и поняла, что это мое

Тамара Степановна Грицук, зверовод шестого разряда производственной (норковой) бригады Калинковичского зверохозяйства, говорит: «Когда перевелась в звероводы, поняла, что это мое. Мне понравилось. А работа такая — она тянет к себе, затягивает. Муж смеется, что скоро жить на ферму перееду». Общий стаж работы в зверохозяйстве у Тамары Степановны — двадцать восемь лет, звероводом — двадцать два. И за все эти годы женщина ни разу не пожалела, что сменила работу повара на профессию, которая требует и физической нагрузки, и моральной устойчивости. На вопросы о самой себе она отвечала односложно, сразу же переводя тему разговора на животных.

К примеру, на мой недоуменный вопрос: как можно было в нестабильное перестроечное время поменять работу в столовой на тяжелый физический труд, Тамара Степановна только плечами пожимала: «Когда поваром устраивалась после училища, вокруг говорили: ой, как ты работать будешь, жарко, целый день на ногах, запахи… Сюда пришла — здесь хотя бы на воздухе». Если уж совсем честно, то изначально причиной перехода стал денежный вопрос. В те времена зарплата зверовода была значительно больше, чем повара местного общепита. «Что говорить — тяжелая работа: навоз убирать, шеды чистить, — говорит Тамара Степановна. — Но мне нравится. Это — моя работа. Кто-то же должен и ее делать. А потом, ты же с живым зверем работаешь. С ним и поговорить можно, и приласкать».

— А не болит ли душа расставаться с питомцами во время осенне-зимнего забоя?

— Тяжелее всего было в первый раз. Вот приходит доктор бить, делает укол — жалость сердце жмет. А потом как-то со временем привыкаешь, относишься как к работе. Жизнь у зверя такая. Так и должно быть. Ко всему привыкаешь.

Практически с первых дней работы в зверохозяйстве, а начинала Тамара Степановна со столовой, придерживалась твердого правила: на работе, как и дома, порядок должен быть во всем. Сегодня женщине приятно вспоминать свое трудовое прошлое. Постоянно направляли на слеты передовиков, есть почетная грамота Белкоопсоюза, и все время получала премии и благодарности. А работать приходилось немало. Это на первый взгляд кажется, что зверя покормил, клетки убрал и — отдыхай. На самом деле даже сезонного перерыва в работе зверовода не бывает. На улице ноябрь — время забоя норки и первичной обработки шкурок, подготовки их к продаже на международном аукционе. В январе — феврале готовят зверя к воспроизводству основного стада. И Тамара Степановна вместе с другими звероводами в это время особо пристально следит за упитанностью самок — чересчур упитанная «дамочка» не даст молока, и щенки не выживут. «Глазомерно осматриваем каждого зверька и для кормильщика оставляем на клетке плюсики-минусики. Кого-то подкормить, кому-то рацион наполовину урезать, — рассказывает она о своей работе. — После ощенения начинается прикормка, посадка-рассадка молодняка. И еще приходится особо внимательно следить, чтобы детеныши не выпадали из клеток — хищные птицы в это время днюют и ночуют возле шедов. Затем приходит пора гона. Опять-таки глазомерно отбираем лучших самочек, чтобы приплод был хороший. И так весь год в постоянной работе».

15 июля нынешнего года Тамара Грицук приняла бригаду. В ее обязанности входит проверка ощенения, контроль поголовья, племенная работа, вся материальная ответственность, отчеты, зарплата. Тамара Степановна работает полностью по скандинавской технологии. Скандинавская порода норки более капризная, в чем-то ответственнее за ней ухаживать. На каждого племенного зверька составляется родословная карточка до «третьего поколения». Василий Саковец, руководитель хозяйства, называет Тамару Степановну «образцовым звероводом образцовой бригады». Поэтому и доверил ей самую ответственную работу. Мех скандинавской норки — хит продаж на мировых аукционах. А сами зверьки требуют к себе чуть больше внимания, чем их восточноевропейские собратья. Имея за плечами такой опыт работы, Тамара Степановна справляется не только с обязанностями зверовода, но и селекционера. «В Дании той же никогда не бывает такой зимы, как у нас. Большие перепады между дневной и ночной температурой добавляют сложности при акклиматизации зверьков, — говорит она. — Отбирать щенков на племя приходится поэтапно: более ранние — более живучие. Пробовали самкам, которые раньше щетинились, корм более энергетический давать, тем, кто позже — белковый». Короче говоря, есть вопросы для размышлений, и бригадиру придется потрудиться.

Тамара Грицук считает: «Чтобы стать хорошим звероводом, надо год основательно «покрутиться». Это не просто — покормил, напоил, убрал. Звероводство не машина, в которой кнопку нажал и все. Здесь не досмотрел какую-то часть шедов, завтра жди проблем. Надо за день успеть досмотреть все. Поэтому если не смыслишь, не «догоняешь», особенно в скандинавской технологии, — потеряешь все качества меха норки».

В октябре этого года Тамара Степановна Грицук была награждена медалью «За трудовые заслуги». Сегодня она — единственный работник хозяйства, который имеет правительственную награду. «Если б медаль не дали, так и Минск не увидела бы, и с премьер-министром за руку не поздоровалась, — смеется Тамара Степановна. И уже серьезно добавляет: — Я Михаила Владимировича в гости к нам пригласила. Вот теперь будем ждать».

На снимке: зверовод Тамара ГРИЦУК.

Фото: Ирина РЖЕУССКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter