Зачем Североатлантический альянс стягивает к границе Союзного государства войска и нагнетает военную истерию

Эскалация с нюансами

По всей Европе раздается лязг гусениц и бряцание оружия. Политики громогласно заявляют о подготовке к большой войне, а генералы публично делятся своими планами. Граждане всеми фибрами души, голосованием на выборах и уличными протестами демонстрируют свое полное несогласие с такой линией. Так к чему готовится НАТО?

­
Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— На западном фланге стремительными темпами вооружаются натовские соседи. Военный бюджет, например, Польши растет как на дрожжах и в следующем году (2024‑м. — Прим. ред.) обещает достигнуть 4 процентов от ВВП. Интересно, как это соотносится с их постоянными декларациями об оборонительном характере альянса? Или с названием анонсированных крупнейших со времен холодной войны учений НАТО (Steadfast Defender («Стойкий защитник»). — Прим. ред.)? Это никак не соотносится.

Из заявлений на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, 23 ноября 2023 года.

Главное, не маневры

Главным провоцирующим фактором начавшегося года стали учения «Стойкий защитник» (Steadfast Defender 2024). Это крупнейшая концентрация войск такого рода на континенте с момента окончания холодной войны. Планируется, что будет задействовано около 90 тысяч военнослужащих из 31 страны. Подключены будут и вооруженные силы Швеции, которая еще формально не входит в Североатлантический альянс. Программа учений предполагает целую серию «активных действий» с февраля по май. Руководство блока даже не скрывает, что «Стойкий защитник» направлен конкретно против России, которую на Западе считают «экзистенциальной угрозой».

Озабоченность во многих европейских столицах и в Вашингтоне стала расти по мере того, как стратегическая инициатива на фронтах СВО перешла к российской армии. Военные аналитики уже не только констатируют успех в стратегическом оборонительном сражении прошлого года. Тогда широко разрекламированный «контрнаступ» ВСУ, в который были вложены огромные денежные средства западных спонсоров, окончился полным провалом. Сейчас в американских и европейских СМИ открыто обсуждают обреченность обороны Авдеевки, бессмысленность удержания плацдарма в Крынках, продвижение российских войск под Купянском и Работино. Многие эксперты сходятся во мнении, что тактические успехи России на поле боя в ближайшее время перейдут в оперативные. Они также пытаются предугадать, где и когда российское командование решит провести стратегическую наступательную операцию. Так, Forbes на днях сообщил о концентрации группировки в 40 тысяч солдат, 500 танков и сотен единиц артиллерии под тем же Купянском.

Нужно сказать, что на Западе военные неудачи режима Зеленского воспринимают как свои собственные.  
Тот же провальный «контрнаступ» не только финансировался американцами и европейцами. Военные из НАТО участвовали в его планировании, направляли свою военную технику, снаряжение и инструкторов.  
Для оперативного штабного, разведывательного и технического обеспечения боевых действий были организованы и крупные маневры НАТО — «Защитник Европы — 2023», которые состоялись с 28 апреля по 23 июня.

За линией фронта

Сейчас со стороны Запада приходят весьма противоречивые сигналы. Общая тенденция — дальнейшая эскалация вооруженного противостояния и поддержка киевского режима. Но, как говорится, есть нюансы. Так, 12 января во время своего визита в Киев премьер‑министр Великобритании Риши Сунак подписал с Зеленским соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности. Его тут же стали называть гарантиями безопасности. Но из Лондона пришло уточнение: в тексте используются совсем другие термины, никаких гарантий. На этой неделе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что «ЕС намерен сделать ВСУ частью своих военных возможностей».  
То есть даже без формального членства в НАТО Украину включают в единый фронт борьбы за гегемонию западного мира на планете. Пафосно? Но именно так в США и ЕС видят смысл нынешнего противостояния. А одновременно в самом Киеве вполне обоснованно жалуются, что темпы поставок вооружений и боеприпасов сократились и не удовлетворяют потребности фронта не геополитического, а вполне реального.
 Подобных противоречий можно привести еще немало. Взять хотя бы венгерскую позицию. Под невиданным давлением Виктор Орбан согласился поддержать выделение 50 млрд евро Украине и сразу же после этого провалил голосование в парламенте по присоединению Швеции к НАТО.

На этом фоне натовская пропаганда начала новую кампанию. СМИ и целый ряд политиков выступили с заявлениями, что в случае поражения Украины им самим придется готовиться к войне с Россией. Самыми резонансными стали рассуждения министра обороны Германии Бориса Писториуса. В январе текущего года он предположил, что Россия якобы может напасть на одну из стран НАТО, и отвел на подготовку 5 — 8 лет. В некоторых странах нагнетание военной угрозы привело к нарастанию настоящей паники в обществе. Командующий вооруженными силами Латвии Леонид Калныньш решил выступить в роли успокоителя. Генерал раскрыл смысл пропагандистской акции: мобилизовать западное общество на дальнейшую поддержку режима Зеленского. Ему принадлежит и еще одно откровение: в Латвии всегда рассматривали Россию как угрозу. То есть даже в ельцинскую пору, когда Москве было точно не до Прибалтики. Это лишний раз подчеркивает, что творится в головах у политиков и военных по ту сторону противостояния.

Есть чем ответить

Заявления политиков, генералов и экспертов — это одно, а реальные действия — совершенно другое. В Минске делают выводы на основании анализа как раз реальной военно‑политической ситуации. А она характеризуется нагнетанием обстановки со стороны НАТО вдоль всей нашей границы. Так, начинается развертывание полноценной армейской бригады бундесвера на территории Латвии. Польша продолжает создание новых штабов и частей. 25 февраля в этой стране начнутся учения Dragon 2024, в которых примут участие около 20 тысяч солдат и офицеров из Польши и других стран НАТО, будет задействовано 3,5 тысячи единиц техники. Причем учения затронут все виды и рода войск: сухопутную армию, ВВС, флот и силы специальных операций.
Нет сомнений, что возросшая активность натовцев у границ Союзного государства преследует и еще одну цель. Западники, очевидно, хотят оказать воздействие на Беларусь и Россию в преддверии и в ходе выборов, которые пройдут в наших странах. Нагнетание военной истерии призвано породить напряженность у наших людей, неуверенность в завтрашнем дне.
Однако уже сейчас можно сказать, что натовские стратеги просчитались. В Беларуси при поддержке союзной России предприняты своевременные меры по парированию перечисленных угроз. Одно только размещение тактического ядерного оружия позволяет нивелировать любые усилия потенциальных противников по наращиванию вооруженных группировок у наших границ. А ведь вместе с тем проводится серьезнейшее укрепление отечественной системы ПВО, средств радиоэлектронной борьбы, ракетных войск и артиллерии. Большая работа ведется и по развитию оборонно‑промышленного комплекса. Так что мы в Беларуси внимательно, но совершенно спокойно смотрим на натовские потуги. Есть чем ответить, а главное — не довести дело до открытого столкновения.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter