Студент 4 курса Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого Вадим Васкевич пытается доказать научному миру, что нефтепродукт, на который тратятся немалые деньги, — прошлый век, а сегодня самое время пойти по пути знаменитого Стэнли Мейера, и добывать топливо из... Н2О!
МЕЖДУ ПРОЧИМ, Стэнли Аллен Мейер — американский ученый XX века, запатентовавший свое изобретение под названием «топливная ячейка Мейера». Физик утверждал, что с помощью его установки, в основе которой лежит электролиз, автомобиль можно заправить не бензином, а водой. То есть, подключив устройство к источнику питания, под действием тока получить водород и кислород, а значит — смесь гремучего газа, который приведет автомобиль в движение. Это открытие нарушило первый и второй законы термодинамики.
Ученый не смог довести изобретение «до ума», поскольку скоропостижно скончался в 1998 году, пообедав в ресторане. Вскрытие показало внутричерепное кровотечение с излиянием в мозг, а слухи пошли о том, что ученого отравили с целью уничтожить ноу-хау, дабы нефтяные магнаты не лишились содержимого своих увесистых кошельков…
...Вадим Васкевич рассказал, что еще в школе его привлекали изобретения Николы Тесла, Мейера и других ученых, работающих над теорией создания вечного двигателя. А идея воспроизвести водяной двигатель родилась на уроке физики в 9 классе. Посоветовавшись с учителем, можно ли на практике осуществить задуманное, и услышав твердое «нет», решил доказать обратное.
— Уже тогда знал, что из деревни Воротын Калинковичского района, где родился и вырос, поеду поступать в Гомельский технический университет. Учусь сейчас на факультете автоматизированных информационных систем. Моя будущая профессия инженера-программиста заключается в том, чтобы упрощать то, что уже существует, вносить инновации. По этому принципу стал работать над дипломом. Но услышав про проект «100 идей для Беларуси», решил: вот момент, когда действительно можно осуществить задуманное еще со школьной скамьи. Посоветовавшись с преподавателем, отправил материалы на конкурс.
Он работает над воспроизведением установки Мейера, только с увеличенным КПД. Причем смастерить ее для проведения опытов удалось из подручного материала, не требующего больших затрат на изготовление.
Применять свой «реактор» Вадим предлагает в различных сферах. А точнее — везде, где требуется дешевое топливо.
— Только представьте, сколько можно придумать вариантов использования водородного газа. Внедрять новацию нужно для начала в частном секторе, малом бизнесе и сельской промышленности. Например, при автогенной резке металла. Причем сам прибор будет иметь небольшие габариты, а источником питания послужит розетка либо аккумулятор.
Второе — это дешевое топливо. Энергии автомобильного аккумулятора вполне достаточно, чтобы получить из воды необходимое количество газа для запуска двигателя, от которого работает генератор и подзаряжает аккумулятор.
То есть двигатель внутреннего сгорания не нужно переделывать. Он просто оснащается упомянутым прибором. Единственное, с чем в будущем, скорее всего, придется попрощаться — это дизельный двигатель, поскольку перевести его на газ можно только частично. А сегодня мы делаем его экономически выгодным.
Такой водородный «реактор» может отапливать и дома, заменяя ТЭЦ, а также применяться на предприятиях. Если мыслить в таких масштабах, то источником питания выгоднее выбрать «ветрогенераторы».
— Моя идея целесообразна не только экономически. С таким топливом решается экологическая проблема. При сгорании газа образуется водяной пар, который частично возвращается в атмосферу и абсолютно безвреден для окружающей среды.
ТО, НАД ЧЕМ трудится Вадим, вызывает массу вопросов. Докажет ли он на практике действие своего «реактора»? Сможет ли получить патент на изобретение? И кто согласится спонсировать эту идею? Ведь, по сути, ее реализация — это технологическая революция. Корреспондент «БН» услышала противоположные мнения.
Декан факультета автоматизированных и информационных систем ГГТУ им. П.О. Сухого Георгий Селиверстов готов всячески поддерживать своего студента, но...
— Вадим приходил ко мне с просьбой помочь найти органическое стекло для своей установки, которую сейчас моделирует на выставку. Знаю, что уже три года он разрабатывает прибор и испытывал его на моделях летательных аппаратов. Идея хорошая, но доля сомнения в ее реализации все-таки есть. В любом случае, его инициативу я поддерживаю и чем смогу помогу.
Научный руководитель Вадима Владимир Комраков, доцент кафедры деталей машин, кандидат технических наук, вместе со студентом прорабатывает детали проекта и свято верит в успех:
— При соответствующей разработке и подготовке он реалистичен. Новшество таится в тонком моменте: из существующего неэффективного создать эффективное устройство. Считаю, что это оригинальная идея, а возможность ее практического осуществления покажет время. Хотя, учитывая сегодняшний экономический аспект, думаю, почва уже готова. Больших проблем в осуществлении не вижу, поскольку о том, чтобы вытеснить нефтепродукт полностью, никто не заявляет.
Координатор Республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси» второй секретарь ЦК БРСМ Максим Басалыга не удивлен популярности проекта Васкевича в Интернете.
— Идея Вадима отличается от аналогичных разработок, существующих сегодня в мире. Поскольку он разрабатывает методику, которая значительно увеличивает КПД таких устройств. Разлагает воду нестандартным способом. А наглядную работу его конструкции мы увидим на выставке лучших идей 9 декабря во Дворце спорта, где будут представлены пока только 23 проекта, а все 100 «золотых идей» продемонстрируем в январе 2012 года. На выставки мы привлекаем представителей министерств Беларуси. Надеюсь, что проект Вадима найдет потенциального инвестора.
Сергей Латышев, изобретатель и рационализатор, автор летающего автомобиля, член экспертного совета проекта «100 идей для Беларуси», считает:
— Водородная энергетика в мире набирает силу, являясь альтернативой нефти и газу. В будущем это займет определенное место. В первую очередь в авиационной сфере. Поскольку количество летательных аппаратов существенно увеличивается, требуется новый вид топлива, более дешевый и менее дефицитный, чем дизель. А водород мы можем получать из воды, в том числе и предложенным Вадимом способом.
Сама идея хороша, но дорабатывать ее придется. И если его энтузиазм не иссякнет, Вадиму следует помочь. Ведь именно инициативу и поддерживает проект «100 идей для Беларуси».
Анна ЖУКОВСКАЯ, «БН»
Фото из архива Вадима ВАСКЕВИЧА