Еще раз о цене «нефтегазового конфликта»

В 2007 году эстафета руководства «большой восьмеркой» перешла от России к Германии. В середине января состоялась посвященная этому российско-германская встреча на высшем уровне

В 2007 году эстафета руководства «большой восьмеркой» перешла от России к Германии. В середине января состоялась посвященная этому российско-германская встреча на высшем уровне. Подводя итоги председательства России, помощник президента РФ И. Шувалов затронул и вопрос поставок энергоресурсов Беларуси, заявив, что Россия «выполнила свою задачу», поскольку сделала цены на энергоносители «прозрачными, понятными и рыночными».

По его словам, цитируемым российскими журналистами, инициатива повышения цен для белорусов на российские энергоносители исходила от немцев, которые «постоянно задавали нам вопрос, когда же после Украины и для Беларуси мы введем рыночные цены. Мы открыто обещали сделать это с 1 января 2007 года, только белорусы не захотели это принять». 

Интересно, что немецкая сторона этого не отрицала. В частности, экс-канцлер Германии, ныне возглавляющий совет директоров Северо-европейского газопровода, Герхард Шредер прямо заявил, что «было нелегко убедить Россию в необходимости перехода на европейские цены. Но мы все-таки этого добились, а теперь проявляем недовольство тем, что Россия делает то, на чем мы настаивали». 

Кому-то, возможно, покажется несколько необычным подобное заявление немецкого политика. Дескать, а почему тогда европейские СМИ и политики во всем обвиняют Россию, особо отмечая «ненадежность» российской стороны как долгосрочного поставщика энергоресурсов и т.д. В связи с этим хочу обратить внимание читателей на аналитический материал «Последний бастион» немецкоязычного Интернет-ресурса www.german-foreign-policy.com

Основываясь на комментариях экспертов по Беларуси А. Рара и Р. Линднера, автор приходит к выводу, что развитие событий в белорусско-российских отношениях действительно может быть результатом «согласования интересов между Россией и Германией», и отмечает явную взаимосвязь между «экономическими санкциями ЕС», решение о введении которых было принято в конце прошлого года, и «равнонаправленными действиями Москвы». По его мнению, «фактическая сдача Минска Москвой находится в русле многолетних усилий Германии и других западных государств по свержению правительства Лукашенко и его замене более послушной политической силой». 

В публикации приводятся примеры подрывной работы германского руководства против Президента Республики Беларусь, который «до сих пор отказывался подчиниться гегемонистским планам Запада в отношении Беларуси». В частности, речь идет о «поддержке федеральным правительством ведущих политиков из белорусской оппозиции», вплоть до участия в их тайном финансировании. По утверждению германского эксперта, зондаж на предмет того, «как можно поставить во главе этого государства другого политика», на протяжении многих лет относится к «берлинскому внешнеполитическому репертуару» и открывает «возможности влияния в случае существенных подвижек в Минске». 

Если все вышеприведенное соответствует действительности, то господину Шувалову, который, по словам российских журналистов, видит просчет Кремля «лишь в том, что вовремя не посоветовался с партнерами в Европе, предпринимая жесткие шаги в отношении белорусского лидера Александра Лукашенко», можно только посочувствовать. 

Дело в том, что Кремль не просто уступил белорусской стороне в ходе так называемого конфликта (что, в общем-то, признал и сам Шувалов, заявив: «Чтобы срочно уладить ситуацию, России пришлось пойти на некоторый компромисс»), а рискует очень сильно проиграть. Уже хотя бы в том, что основной акцент в освещении данной темы в европейских массмедиа сдвинулся с обсуждения белорусско-российских взаимоотношений к оси Россия—Евросоюз. 

Это весьма тревожный симптом для российских энергосырьевых гигантов, поскольку именно муссирование темы «разрушения доверия» ЕС к России и страха перед «ненадежным поставщиком» способно дать серьезный толчок к выработке единой энергетической политики ЕС на Востоке и стать залогом европейского единства в отношениях с Россией. В случае, если это произойдет, те суммы, которые, по словам Шувалова, якобы идут  «на субсидирование экономики Беларуси», могут показаться хозяевам «Газпрома», «Транснефти» и прочих «экономных» корпораций сущими грошами. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter