Еще одна реформа. Новые программы или новые названия?

По предложению Минфина России, разработчика новых программ, главным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов должны стать долгосрочные целевые программы (ДЦП), которые заменят действующие федеральные целевые программы (ФЦП). На основе долгосрочных программ будет определяться состав ведомственных целевых программ (ВЦП). Их планируемые результаты и размеры ассигнований будут утверждаться министерствами по согласованию с Минфином и Минэкономики. Каждое федеральное министерство должно будет сформировать одну или несколько ДЦП. Переход на программный бюджет Минфин планирует на 2012 год.

По предложению Минфина России, разработчика новых программ, главным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов должны стать долгосрочные целевые программы (ДЦП), которые заменят действующие федеральные целевые программы (ФЦП). На основе долгосрочных программ будет определяться состав ведомственных целевых программ (ВЦП). Их планируемые результаты и размеры ассигнований будут утверждаться министерствами по согласованию с Минфином и Минэкономики. Каждое федеральное министерство должно будет сформировать одну или несколько ДЦП. Переход на программный бюджет Минфин планирует на 2012 год.

Причина поиска новых институтов взаимодействия  государства и бизнеса в России очевидна – неудовлетворенность результатами ФЦП. За последние 5 лет решением Правительства РФ закрыты 24 федеральные целевые программы. Самый наглядный пример – строительство самолета Superjet. Согласно    ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» в 2008 году должны стать на крыло 19 таких самолетов. Прошло уже два года сверх установленного срока, а этого количества самолетов нет и неизвестно, когда они будут.
Так в чем же отличие  ДЦП от ФЦП?  Разработчики программы включили в нее не совсем рыночный термин –  «применение мер принуждения». В чем состоят эти меры и дойдет ли дело до организации приснопамятных «шарашек» с  жесточайшим контролем за качеством, количеством и сроками реализации проектов, пока неизвестно. Предлагается создать 5 форм государственного финансового контроля – аудит законности, аудит бюджетной отчетности и аудит эффективности и две формы бюджетного контроля – предварительный и последующий. Проект программы  одобрен на заседании правительства 20 мая. Но, судя по опросам, эта реформа институтов взаимодействия государства и бизнеса вряд ли будет последней.
Так, аудиторы Счетной палаты провели опрос около 40 респондентов из различных министерств и ведомств России. Вопрос ставился так: какой уровень в производственной цепочке является определяющим в вопросе эффективности расходования бюджетных средств? Первая треть опрошенных назвала Минфин, вторая – институты развития, третья – считает, что все решается на уровне низшего производственного звена, например бригады.
Недавно  реформа управления эффективного расходования бюджетных средств обсуждалась в ходе круглого стола на тему: «Федеральная целевая программа «Мировой океан»: ход реализации и перспективы развития на период 2013–2020 годов, проблемы законодательного обеспечения». Принятая 15 лет назад  ФЦП «Мировой океан» устарела и практически перестала финансироваться. «Морской коллегией при Правительстве РФ принято решение о разработке концепции новой Программы комплексного развития морской деятельности на период 2013–2020 годов. Реализация программы должна быть связана с применением программно-целевого метода», – заявил  адмирал Вячеслав Попов, являющийся председателем Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике. Но проблема в том, что сейчас ФЦП «Мировой океан» напоминает разросшийся ветвистый кустарник, который предстоит  выкопать из одной почвы, просунуть в узкое окно новой модели правовых отношений и, не повредив саженца, посадить его на новую почву.
Так, член  Морского отделения Совета по изучению производственных сил МЭР Эльвира Пушкарева считает, что  реорганизация ФЦП «Мировой океан» может привести к  прекращению  международно-правовой подпрограммы программы «Мировой океан». Это нанесет большой урон фундаментальным правовым исследованиям. «На сегодня мы уже не лидируем даже в тех областях, в которых ранее лидировали. Например, в правовом режиме в отношении Арктики и Антарктики.  Ранее даже в имперской России мы очень хорошо и правильно объясняли наши правопритязания в Арктике, но сегодня это очень большой, проблемный, наболевший вопрос», – считает она.
При перестройке может пострадать и легко ранимый научный потенциал. Начальник отдела наук о Земле и Океане Минобрнауки России Павел Татаринов сказал, что ФЦП «Мировой океан» по-прежнему остается единственным, реально действующим механизмом реализации морской доктрины Российской Федерации и устойчивого роста морской деятельности. Из длинного перечня разработок, которые предлагают ученые, могут пострадать такие актуальные, как, например, очистка морей от разливов нефти. «В заливах Баренцева моря апробирована технология очистки прибрежных акваторий от нефтепродуктов с помощью плантаций биофильтров, выполненных на основе бурых водорослей и углеводородокисляющих микроорганизмов. Один гектар плантации может нейтрализовать за неделю до 100 килограммов нефтепродуктов», – заявил Павел Татаринов. Сейчас в Мексиканском заливе компания «Бритиш Петролеум» тратит на эти цели средства, сопоставимые с бюджетами некоторых государств. Об этом стоит помнить авторам новых форм управления отраслями экономики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter