Дворцово–парковый ансамбль в деревне Жиличи Кировского района иногда в шутку называют Версалем

Еще немного — и Версаль

Дворцово–парковый ансамбль в деревне Жиличи Кировского района иногда в шутку называют Версалем...

Дворцово–парковый ансамбль в деревне Жиличи Кировского района иногда в шутку называют Версалем. А что? Внушительных размеров резиденция — около 4 тысяч «квадратов» — со временем утратила былое величие, обветшала. Но в 2009 году здесь началась реставрация. Недавно в интернете появилась информация — к концу года нынешнего будет закончен второй этап. Поторопились. До завершения еще далеко. А всего этапов — пять. Однако памятник архитектуры XVIII — XIX веков уже заметно расцвел.


Тайна родового имения


Сама резиденция поражает размерами и убранством. Владелец — Игнатий Булгак — так задумывал: красотой и уникальностью она должна затмить все уже существующие в Белоруссии. По композиции дворец и правда не похож ни на какой другой. «Закольцован» так, что объединяет роскошную оранжерею, жилой комплекс и встроенный костел. В четырехэтажной башне–бельведере с куполом — парадная лестница и крытая смотровая площадка на верхнем ярусе. Главный вход венчают шесть массивных колонн. По легенде, в одной из них живьем замуровали пятилетнюю девочку — то ли купили, то ли отняли у местной крепостной. Считалось, дух ребенка–ангела будет охранять имение, отпугивать нечистую силу.


Директор здешнего музея Лариса Забелова подводит к тем самым колоннам:


— Некоторые местные жители уверяли, что слышали тут стоны. Строители обещали «простучать» все колонны. Дескать, если хоть в одной из них есть пустота, легенда может иметь под собой основание. Верить в это не хочется — жутковато. Но что во дворце обитает некий бесплотный дух, верю. Многие слышали, как кто–то бродит по этажам. Недавно вечером сидела в кабинете внизу, вдруг — отчетливые шаги по старинной лестнице. Но ведь я обошла все покои, закрыла на ключ все двери! Поднялась наверх снова — никого, только звук удаляющихся шагов... А однажды зимой в темноте, когда во дворце не было ни души, увидела в окнах башни, где вовсе нет электричества, огонек. Он медленно плыл от окна к окну, словно кто–то нес свечу... Тогда я впервые подумала, что это к добру: дом жив и будет жить.


До завершения реставрации далеко, но дворец действительно наполнен жизнью. Помимо музея, в отреставрированной анфиладе разместилась детская школа искусств. Реставрировали грамотно — по старинным чертежам и фотографиям. Почти завершен ремонт соседнего флигеля. Но и пока нетронутые реставрацией анфилады, богато украшенные лепниной, выглядят впечатляюще.


Наследие и наследники


Родовое имение в Жиличах задумал построить судья и ротмистр Игнатий Булгак. Не сложилось. Поскольку наследников у него не было, свое состояние он завещал сестре Фортунате. При условии, что она выйдет замуж за родственника Габриеля Булгака. Сын Фортунаты и Габриеля, тоже Игнатий, и начал строительство дворца.


Увы, ни фото, ни портретов представителей этого шляхетского рода в Жиличах не сохранилось. Говорят, был богатый архив, да в годы войны его вывезли в Вильно, где он и сгорел. Но на потолке одной из комнат отчетливо виден женский лик. По легенде — это супруга Игнатия Изабелла. Она умерла молодой, подарив мужу двоих детей, и он очень по ней тосковал. Есть другая версия: Игнатий, глядя в потолок, вздыхал не о жене, а о крепостной, которую действительно любил.


Второй раз Игнатий женился на родной сестре покойной супруги. Жениться и выходить замуж за родственников у Булгаков считалось нормой. Всего у Игнатия было девять детей. Младший сын — Эдгар и стал владельцем имения, многое здесь достроил. Местные от предков знают, он устраивал роскошные приемы и балы. Крепостным разрешал приходить. Они танцевали под балконом, на который выходили музыканты. Сегодня на этот балкон выходят молодожены.


Лариса Забелова рассказывает:


— Когда делали ремонт, на одной из стен проступил фрагмент кафельной кладки — той еще, шляхетской. На ее фоне молодожены и туристы тоже позируют — на память. В процессе реставрации отыскали старинный утюжок тех времен, массивные, с эмблемой, красные кирпичи середины XIX века...


Во дворце прекрасно сохранилась лепнина. В каждой из комнат — их было 100 — своя, неповторимая. В наши дни потолки не раз белили, лепнину перекрашивали. Но местные жители твердят: изначально она была бордово–золотистой, с позолотой. Ходят слухи, чтобы лепнина сияла, в краску подмешивали ртуть. Так это или нет, предстоит выяснить экспертам. Но уже сегодня они определили: под толщей штукатурки и краски — богатый слой сусального золота...


Хоть до окончания реставрации далеко, во дворце уже появилась новая мебель. Диван и кресла в стиле ампир, шикарное массивное трюмо — деревянная резьба в позолоте, в золоте — каминные часы. Есть еще огромные напольные. Все — XIX век. Куплено у антикваров. Часы, правда, не идут. Но директор музея уверяет:


— Они исправны. Просто их время еще не пришло. Как только отреставрируют центральную часть дворца — запустят.


Сделать надо еще немало: провести отопление, отреставрировать фасады, восстановить внутреннее убранство и оранжерею во внутреннем дворике, разрушенную в годы войны. Почистить уникальные водоемы, привести в порядок парк. И тогда жиличский дворец, и ныне привлекающий немало посетителей, несомненно, украсит туристическое ожерелье страны.


Справка «СБ»


Строительство дворца в Жиличах было начато в 1825 году (проектировал известный литовский архитектор Карл Подчашинский) и продолжалось до начала XX века. В 20–е годы тут была школа рабочей молодежи. В 30–е — сельхозтехникум. Во время Великой Отечественной дворец заняли фашисты. Часть парка превратили в кладбище, хоронили убитых солдат. Впоследствии останки немцев отсюда вывезли. А на территории дворца до сих пор осталось надгробие с надписью — здесь упокоено тело его высокородия Игнатия Александровича Булгака, умершего в 1818 году.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №201 (24338). Четверг, 24 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter