![](/upload/iblock/e16/e163aed01c431da6cc6551b5341159c7.jpg)
— Тамара Васильевна, в одном интервью вы говорили о том, что карьера в Купаловском для вас начиналась с того, что вы сидели на сундуке в легендарном спектакле «Паўлiнка». Не боялись просидеть на нем всю жизнь?
— Нет, я была счастлива оттого, что Валерий Раевский, который знал меня по работе в театре «Дзе‑Я?» у Николая Трухана, позвал в Купаловский. И была готова к тому, что, если приходишь на новое место, всегда надо доказывать свои способности по новой. Почти все актрисы проходили через этот сундук. Сначала надо посидеть на нем, потом в массовке поплясать, потом уже три реплики сказать… В театре по‑другому не бывает. Все эти этапы я прошла. Сыграла сначала Адельку, у нее три слова в роли… Потом, к сожалению, ушла из жизни прекрасная Лилия Давидович, на роли Агаты осталась одна Наташа Кочеткова. Я пошла к Валерию Николаевичу и попросила попробовать меня. В другой спектакль «Ажанiцца — не журыцца» меня вводил тогда еще живой Андрей Андросик.
— Вам не сложно просить режиссеров о роли?
— Мне — нет. Считаю, что это часть работы. Я же не милостыню прошу. Почему нет? В «Вечере» точно так же было. Мне хотелось сделать там все по‑своему, свою черточку внести. Со мной согласились. Все эти россказни про закулисные интриги — это ерунда. Если коллектив видит, что на сцене нормальная актриса, никаких интриг уже нет.
![](/upload/iblock/a91/a91b8265902d47dce38069d3e17c4cd0.jpg)
— Глядя на игру молодых коллег сегодня, про что‑то можете сказать: «Надо же! Мы так не могли. Мы бы так не сделали»…
— (После паузы.) Не могу. (Смеется.) Может, это нескромно?.. Все умения набираешь постепенно. Из института, мне кажется, ничего не приносишь, кроме своих умозаключений. К нам сейчас очень интересные молодые актеры приходят. С режиссерами сложнее. Они есть, что‑то делают, но в этой профессии нужен опыт. Разве кто‑то вышел из института и поставил гениальный спектакль? Наверное, так бывает, но очень редко. Мне кажется, будущий режиссер, как только поступил, должен сразу идти в театр и толкаться там за кулисами, а будущий актер — на сцену выходить. Это очень важно. Я работала с одним режиссером‑выпускником, так он не знал, что такое падуга и где она находится. Это как? Я уж не говорю про другое. Он пришел в устоявшийся театр, ему дали народных и заслуженных актеров, а он их просто боится. Должно пройти время, чтобы молодой специалист научился отстаивать свое мнение, защищать его, даже навязывать. С молодыми интересно, но хочется поработать с человеком уровнем повыше, чтобы и в себе разобраться как‑то, и что‑то вместе придумать новое.
На юбилейном вечере актрисы Тамары Мироновой 9 февраля зрители увидят отрывки из спектаклей с ее участием.
Мне нравится богатая образность, четкое решение и исполнение в спектаклях нашего театра. В них есть высокая театральная культура. Когда на сцене там висит, тут торчит, все какое‑то мятое — зачем тогда все? Это не театр для меня. Подобная чистота решения и стиля достигается только большим трудом. Иногда, правда, кажется, что тебя направляют только на разум, на какие‑то рациональные мысли, мне хотелось больше души в спектаклях. Сейчас наступило такое время, что собаки и кошки понимают человека лучше, чем окружающие и мы все друг друга. Собака и кот понимают, потому что смотрят на тебя, знают все твои движения. А люди все сидят в своих телефонах, опустив голову, ни до кого дела нет… Раньше человек был ориентирован на человека. Обычно смотришь на него, улыбнешься, стараешься понять его чувства без слов.
![](/upload/iblock/da4/da41a4a04cf8925884597ac21fc23097.jpg)
— Театр успешно конкурирует с гаджетами?
— Он вне конкуренции. У людей потребность в театре заложена природой. Они сидят в зрительном зале, вместе чему‑то радуются или огорчаются и опять идут. Наш театр всегда полный, билетов на многие постановки нет.
— Тамара Васильевна, вам не хотелось написать книгу мемуаров, чтобы сказать там всю правду о жизни и искусстве? Как бы вы ее назвали?
— Кто ж ее знает, всю правду? Нет, не хотелось. Если писать об искусстве — есть люди поумнее меня, которые этим занимаются. Если писать о жизни — не знаю, согласилась ли бы я. Мне легче все, что я думаю, показывать на сцене.
— Вы за талант можете простить не очень положительные качества режиссеру? Он должен быть диктатором?
— Режиссеры все диктаторы. Иначе он не будет режиссером. Я какое‑то время после смерти Трухана работала и.о. главного режиссера, так что любого руководителя стараюсь понять. Знаю, что это такое. Это очень тяжело и сложно. И никогда ты не будешь любим всеми, что бы ты ни делал хорошего.
![](/upload/iblock/0e5/0e59daed42c70631463495086b6b4ffe.jpg)
— Вы признавались, что ваш любимый партнер — Геннадий Степанович Овсянников?
— Да. Увы, многие мои партнеры уже умерли… Геннадий Гарбук, Сергей Кравченко, Николай Кириченко, Сергей Журавель. Август Милованов, с которым мне не довелось играть, но я его обожала.
— Купаловский театр, кажется, много гастролирует в последнее время?
— Мы побывали в Европе со спектаклем «Свадьба» Владимира Панкова, инициатором гастролей была московская сторона, директор международного Чеховского фестиваля Валерий Шадрин. Всегда ездили в Польшу и Литву. Меня радует, что в связи со 100‑летием стали ездить по Беларуси. Люди в провинции скучают по нашему театру, просто бегут к нам: «Ой, Купаловский театр!» Любят нас, хотят видеть! Мечтаю, чтобы мы поехали на гастроли по стране хотя бы дней на пять.
— Читал, что совместная работа с российским кинорежиссером Михаилом Сегалом вылилась у вас в человеческую дружбу?
— Да, мы с ним дружим. У нас два совместных фильма: «Франц + Полина» и «Рассказы». Для картины «Слоны могут играть в футбол» он записывал мой голос. Талантливый человек, со своим почерком, с интересной прозой и стихами. Нежно ко мне относится, всегда звонит, когда приезжает в Минск, поздравляет с днем рождения.
В кино сейчас все страны, и наши соседи в том числе, работают совместно: Казахстан, Литва, Украина… Время поменялось. У нас рынок сбыта маленький, может быть, и нам надо идти по этому пути, выходить на совместное производство и международные рынки?
На съемках фильма Владимира Янковского «Купала» все, по‑моему, очень старались, надеюсь, результат будет достойный. Очень хороший актер из Латвии Николай Шестак там в главной роли.
![](/upload/iblock/eb2/eb2e6d502c89de7abe2c5ff08a6063be.jpg)
— Какие эмоции вызывает ваш предстоящий юбилей? Любите подобные мероприятия?
— Нет, начнут говорить всякие слова про то, какая ты хорошая… А не хочется этих слов. Хочется просто порадовать близких, друзей, коллег, зрителей. Поэтому я выбрала не спектакль «Вечер», все‑таки он грустный для юбилея, а решила показать отрывки из разных постановок. На час десять — пятнадцать, чтобы это длилось не очень долго. Режиссер Елена Ганум выстраивает драматургию торжества.
pepel@sb.by