Рота почетного караула – визитная карточка страны

Еще как почетно

Рота почетного караула – визитная карточка страны
Рота почетного караула – визитная карточка страны. Служить в элитном подразделении Вооруженных Сил мечтают многие, но попадает туда лишь один из нескольких сотен призывников.


Хорошая растяжка – вот что главное!

Младший сержант Сергей Степанов ночь не спал, стоял в наряде. Но с удовольствием говорит о службе, даже если его разбудить среди ночи:

– В роте почетного караула военной комендатуры служу год, в мае – дембель. Осталось пять с половиной месяцев. Дни не считаю – время дольше тянется. В родном Витебске ждут жена Юля, родители, друзья.

В армию Сергея призвали в 25 лет. До этого он успел окончить техникум и колледж, сменить несколько работ по специальности. Когда трудился техником-технологом в строительной фирме, получил повестку в военкомат. Хотел попасть в роту почетного караула.

Конечно, одного желания недостаточно. Кандидатов отбирает специальная комиссия. Критерии очень жесткие: в роту почетного караула берут ребят только с первой группой здоровья, высоким ростом (185–192 см), славянской внешностью, без шрамов, татуировок и сомнительного прошлого.

– Я попал в самое элитное подразделение страны, – делится Сергей. – Семья гордится, следит за новостями. Где бы я еще столько известных политиков увидел? На прошлой неделе встречали президента Азербайджана Алиева, губернатора Новгородской области. До этого видел глав России, Китая, Венесуэлы и лидеров других стран. Высокопоставленные гости фотографируются возле нас, мы потом находим в интернете фотографии, видеоролики.


Сергею Степанову до дембеля осталось пять месяцев

Чихать не положено


К выступлениям, от которых у зрителей бегут мурашки по коже, рота почетного караула серьезно готовится. Строевые занятия, растяжка, разучивание элементов. Новичков обучают с нуля, постепенно увеличивая нагрузки, рассказывает заместитель командира роты почетного караула по идеологической работе Евгений Свиб:

– Старшие учат молодую смену, офицеры наблюдают за процессом. Когда солдаты хотят быстрее научиться, тренируются даже во время перерывов.

Программа, которую видим на парадах, обычно готовится около четырех месяцев, в день – по 5 – 6 часов. Одинаковых выступлений нет: каждый плац-концерт в зависимости от продолжительности содержит до 200 разных элементов-восьмерок. Их придумывает командир роты, иногда военнослужащие сами предлагают идеи.

Сергей на всю жизнь запомнит, как выступал 9 Мая в Минске и на военном параде в Пекине:

– Провели там 20 дней: тренировались, выступали, ездили на экскурсии. Еще Москву посмотрел, через нее летели в Китай. До службы за границей не был.

– На выступлениях волнуешься?

– Конечно. Столько глаз на тебя смотрят.

– Допустим, хочется чихнуть или за ухом почесать?

– Нельзя! Воспитываем силу воли, надо уметь себя перебороть. Сел в автобус – и чихай сколько угодно.

– Если один ошибется, собьются все остальные?

– Был случай, когда у парня слетела фуражка – сосед зацепил. Но никто не сбился. У нас доведено все до такого автоматизма, что это исклю­чено. Мышечная память срабатывает: руки и ноги сами все делают.

Самое сложное, по словам солдата, неподвижно стоять несколько часов на морозе или в жару. Нужны выдержка и стойкость. На случай головокружения или недомогания в кармане формы носят ампулу с нашатырным спиртом. Бывают и смешные ситуации. Некоторые иностранцы думают, что это статуи, и резко отдергиваются, когда солдаты отдают приветствие. Не ожидают, что живые!


Братья Соловьи с нетерпением ждут присягу, чтобы стать настоящими солдатами

Скорей бы присяга


После службы в роте почетного караула солдаты могут по рекомендации поступать вне конкурса на любые специальности, кроме медицинских, музыкальных и правоведения. Сергей Степанов пока не решил, воспользуется ли такой возможностью или вернется на прежнее место работы.

Сейчас в качестве замкомвзвода он передает опыт молодому пополнению. Братья-близнецы Антон и Алексей Соловьи приехали из Мозыря. Летом окончили техникум и поступили на машиностроительный факультет в БНТУ, учились на заочке, когда осенью получили повестки:

– Очень обрадовались. Мы хотели в армию.

– Служба для мужчины лишней не будет. Кто косил от армии – много потерял.

– Командиры не путают вас?

– Нас все путают. Даже преподаватели в техникуме.

– Антон учил все и иногда мог ответить вместо меня. Брат более старательный.

– Зато Леша немножко добрее и веселее.

Свое 20-летие братья встретили здесь: 27 ноября с утра поздравили друг друга. На карантине особо не отметишь, уточняет Алексей:

– Ходим на тренировки, учимся маршировать, отдавать воинское приветствие, общаться с командирами и начальниками, к распорядку привыкаем.

– Сержанты помогают, поэтому с каждым днем желание служить только крепнет, – подключается Антон.

На питание или недосып парни не жалуются. Говорят, кормят отлично, можно даже поправиться. Евгений Свиб рассказывает, что солдатам на обед полагаются двойная порция мяса или птицы, фрукты, соки, масло, вечером – пару кусков сала. Если из-за мероприятий обед переносится, дают бутерброды и яблоки, а на выезды в другие города – сухой паек. Исполнительных ребят по желанию отпускают в город по воскресеньям, с утра и до восьми вечера. Дважды за службу положен отпуск.

Антон и Алексей уехали из дома на полтора года с приятным бонусом – рядом всегда есть родной человек и лучший друг:

– Вдвоем, конечно, легче. Хотя по родителям и своим девушкам скучаем, пишем им письма. Но скоро увидимся: 12 декабря у нас присяга. Только после нее станем настоящими солдатами. Скорей бы уже!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter