Эрмитаж собирается в Минск
22.05.2012
В первый день выставки художника Владимира Цеслера питерский бомонд побил все рекорды посещаемости музея: в залах особняка Румянцева наше концептуальное искусство посмотрели тысячи человек. И это только начало: вернисаж Цеслера продлится в Санкт–Петербурге до 3 июня. В Выставочном центре Союза художников студенты Белорусской государственной академии искусств представили дивной красоты графические работы по мотивам произведений Максима Богдановича. Общее впечатление петербуржцев от программы Дней культуры — непростительно редко мы представляем свое искусство в их славном городе.
Надо чаще встречаться
Незримая связь между Санкт–Петербургом и Беларусью существовала всегда. Один из культурных векторов нашей интеллигенции всегда был направлен на север, к Петербургу. Здесь была издана первая книга на белорусском, здесь искали и находили вдохновение сотни наших знаменитых земляков, для которых Питер всегда представлялся образцом вкуса, высокой культуры и достойного образования. Еще больше духовную связь скрепили военные потрясения, которые наши народы переживали вместе: война 1812 года, Великая Отечественная... Блокада, сожженные белорусские деревни, боль за свою землю и близких — эти трагические события не могли не наложить отпечаток на характер белорусов и питерцев.
Вот и сегодня многие отмечают, что мы похожи: несуетливы, сдержанны в эмоциях, корректны в оценках. Продолжением этой общности, безусловно, является культура. Творческие контакты Минска и Петербурга не должны ограничиваться только разовыми акциями. Могут ли стать реальностью обменные гастроли Мариинки и белорусского Большого театра? Дождутся ли минчане когда–нибудь гастролей Большого драматического театра им. Товстоногова или Малого театра Европы под руководством Льва Додина? Увидят ли питерцы, в какой завидной форме находится театр им. Я.Купалы? Почему нет? Было бы желание.
Вопрос перспективы взаимного межкультурного обмена и диалога решался в эти дни на уровне министра культуры Павла Латушко и вице–губернатора Санкт–Петербурга Василия Кичеджи. По словам Павла Павловича, переговоры были достаточно конструктивными:
— В последний раз Дни белорусской культуры в Питере проходили 10 лет назад. Мы договорились, что надо активизировать наши контакты. С российской стороны нам предложили составить программу сотрудничества в сфере культуры. Уже сейчас мы просчитываем возможные варианты ее наполнения. В следующем году планируем провести здесь Дни белорусского кино. В скором времени в Санкт–Петербурге пройдет международный культурный форум, цель которого — подчеркнуть статус Питера как мировой культурной столицы. Российские коллеги пригласили нас принять участие в этом мероприятии, и мы с удовольствием его приняли. В свою очередь, предложили провести в следующем году в Минске Дни культуры Санкт–Петербурга. И это приглашение также было принято.
Анкор, еще анкор
Теплую встречу с Санкт–Петербургом сентиментально переживали и наши художники. Маэстро Анисимов накануне концерта вспоминал, как учился в хоровом училище им. Глинки, оканчивал ленинградскую консерваторию, на Дворцовой площади после экзаменов сжигал дневник... И вот, пожалуйста, сегодня, после многолетней разлуки с городом, имеет возможность похвастаться перед коллегами своим оркестром:
— Не у всех, к сожалению, есть впечатление, что Беларусь — это центр высокой исполнительской культуры. В Санкт–Петербурге, по–моему, нам удалось доказать, что оркестр находится на одном уровне с ведущими симфоническими коллективами мира. Кроме того, мне приятно, что наш коллектив в последние годы входит в обойму ведущих культурных объектов, охраняемых государством: нас все чаще приглашают представлять страну на имиджевых мероприятиях. Значит, наша работа нужна не только яростным поклонникам классики. И это вселяет гордость за белорусскую культуру. Обратите внимание, российские коллеги бывают в Минске с гастролями довольно часто, это и Башмет, и Спиваков, и Мацуев. А наш оркестр был в Питере в последний раз в 80–е годы. Я надеюсь, что с сегодняшнего дня наши отношения с питерской публикой, наконец, сняты с длительной паузы. И в следующий раз я мечтаю, чтобы оркестр выступил в Санкт–Петербурге в Большом зале филармонии, — это одна из самых престижных площадок Европы.
Кроме эффектных концертных площадок, официальная делегация из Минска во главе с министром культуры Павлом Латушко посещала Эрмитаж, Шереметьевский дворец, музей Ахматовой, где, по отзывам специалистов, были достигнуты многообещающие договоренности о сотрудничестве. Всю коллекцию импрессионистов в Минск, конечно, привезти не обещают, но организовать выставки самых знаменитых картин Эрмитажа — вполне.
Минск — Санкт–Петербург — Минск.