Эрмитаж собирается в Минск

Дни культуры нашей страны в Санкт–Петербурге прошли с размахом...

Дни культуры нашей страны в Санкт–Петербурге прошли с размахом. Чувствительных к искусству петербуржцев белорусы удивляли крепко. На концерте Государственного академического оркестра под управлением маэстро Анисимова взыскательная публика не смогла сдержать слез под звуки второго концерта нашего композитора Дмитрия Смольского. Завсегдатаи капеллы им. Глинки три раза вызывали на бис солистку Веронику Прадед. Ее игра на цимбалах заворожила жителей с берегов Невы.


В первый день выставки художника Владимира Цеслера питерский бомонд побил все рекорды посещаемости музея: в залах особняка Румянцева наше концептуальное искусство посмотрели тысячи человек. И это только начало: вернисаж Цеслера продлится в Санкт–Петербурге до 3 июня. В Выставочном центре Союза художников студенты Белорусской государственной академии искусств представили дивной красоты графические работы по мотивам произведений Максима Богдановича. Общее впечатление петербуржцев от программы Дней культуры — непростительно редко мы представляем свое искусство в их славном городе.


Надо чаще встречаться


Незримая связь между Санкт–Петербургом и Беларусью существовала всегда. Один из культурных векторов нашей интеллигенции всегда был направлен на север, к Петербургу. Здесь была издана первая книга на белорусском, здесь искали и находили вдохновение сотни наших знаменитых земляков, для которых Питер всегда представлялся образцом вкуса, высокой культуры и достойного образования. Еще больше духовную связь скрепили военные потрясения, которые наши народы переживали вместе: война 1812 года, Великая Отечественная... Блокада, сожженные белорусские деревни, боль за свою землю и близких — эти трагические события не могли не наложить отпечаток на характер белорусов и питерцев.


Вот и сегодня многие отмечают, что мы похожи: несуетливы, сдержанны в эмоциях, корректны в оценках. Продолжением этой общности, безусловно, является культура. Творческие контакты Минска и Петербурга не должны ограничиваться только разовыми акциями. Могут ли стать реальностью обменные гастроли Мариинки и белорусского Большого театра? Дождутся ли минчане когда–нибудь гастролей Большого драматического театра им. Товстоногова или Малого театра Европы под руководством Льва Додина? Увидят ли питерцы, в какой завидной форме находится театр им. Я.Купалы? Почему нет? Было бы желание.


Вопрос перспективы взаимного межкультурного обмена и диалога решался в эти дни на уровне министра культуры Павла Латушко и вице–губернатора Санкт–Петербурга Василия Кичеджи. По словам Павла Павловича, переговоры были достаточно конструктивными:


— В последний раз Дни белорусской культуры в Питере проходили 10 лет назад. Мы договорились, что надо активизировать наши контакты. С российской стороны нам предложили составить программу сотрудничества в сфере культуры. Уже сейчас мы просчитываем возможные варианты ее наполнения. В следующем году планируем провести здесь Дни белорусского кино. В скором времени в Санкт–Петербурге пройдет международный культурный форум, цель которого — подчеркнуть статус Питера как мировой культурной столицы. Российские коллеги пригласили нас принять участие в этом мероприятии, и мы с удовольствием его приняли. В свою очередь, предложили провести в следующем году в Минске Дни культуры Санкт–Петербурга. И это приглашение также было принято.


Анкор, еще анкор


Теплую встречу с Санкт–Петербургом сентиментально переживали и наши художники. Маэстро Анисимов накануне концерта вспоминал, как учился в хоровом училище им. Глинки, оканчивал ленинградскую консерваторию, на Дворцовой площади после экзаменов сжигал дневник... И вот, пожалуйста, сегодня, после многолетней разлуки с городом, имеет возможность похвастаться перед коллегами своим оркестром:


— Не у всех, к сожалению, есть впечатление, что Беларусь — это центр высокой исполнительской культуры. В Санкт–Петербурге, по–моему, нам удалось доказать, что оркестр находится на одном уровне с ведущими симфоническими коллективами мира. Кроме того, мне приятно, что наш коллектив в последние годы входит в обойму ведущих культурных объектов, охраняемых государством: нас все чаще приглашают представлять страну на имиджевых мероприятиях. Значит, наша работа нужна не только яростным поклонникам классики. И это вселяет гордость за белорусскую культуру. Обратите внимание, российские коллеги бывают в Минске с гастролями довольно часто, это и Башмет, и Спиваков, и Мацуев. А наш оркестр был в Питере в последний раз в 80–е годы. Я надеюсь, что с сегодняшнего дня наши отношения с питерской публикой, наконец, сняты с длительной паузы. И в следующий раз я мечтаю, чтобы оркестр выступил в Санкт–Петербурге в Большом зале филармонии, — это одна из самых престижных площадок Европы.


Кроме эффектных концертных площадок, официальная делегация из Минска во главе с министром культуры Павлом Латушко посещала Эрмитаж, Шереметьевский дворец, музей Ахматовой, где, по отзывам специалистов, были достигнуты многообещающие договоренности о сотрудничестве. Всю коллекцию импрессионистов в Минск, конечно, привезти не обещают, но организовать выставки самых знаменитых картин Эрмитажа — вполне.


Минск — Санкт–Петербург — Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter