Эрмитаж над Сожем

Воплощением кусочка Петербурга на нашей земле является Гомель, точнее, славящийся на всю страну тамошний дворцово-парковый комплекс
...Если вам встретится словосочетание "белорусский Париж", то наверняка сразу же всплывет в мыслях радзивилловский Несвиж. И хотя я не сторонник таких сравнений (ибо сравнивая себя с другими, причем именно в смысле "вторичности" - мол, и у нас "як у людзей", - тем самым мы как бы утверждаем свою призрачную "неполноценность"), тем не менее приходится ими пользоваться... Можете, однако, любезный читатель, со мной не согласиться. Да и сам я сейчас выдам очередное сравнение. Но сравнение еще более спорное, нежели предыдущее. "Белорусский Эрмитаж" - разве такое может быть? Оказывается, да. И таким воплощением кусочка Петербурга на нашей земле является Гомель, точнее, славящийся на всю страну тамошний дворцово-парковый комплекс. Ведь еще Наполеон собирался включить гомельскую усадьбу в изданную по его велению книгу "Лучшие в мире королевские дворцы"!

В Гомеле сравнительно неплохо сохранился исторический центр. Особенно стоит отметить классические здания города. И конечно же, самое прекрасное строение этого стиля здесь - знаменитый дворец. Нужно ли говорить, как мало сохранилось у нас дворцов, особенно после приспособления всех панских усадеб под дома для умалишенных и санатории? Гомельскому повезло - сюда "заселили" краеведческий музей и пионеров. И не беда, что примерно из 10 тысяч предметов искусства, находившихся в этом здании до революции, до нас дошло только 200. Главное - дом цел, а значит, жизнь в него можно вернуть. И она уже возвращается...

Реставрация дворца началась еще в 1995 году, и совсем недавно, ко Дню Республики, его наконец открыли. Однако полная реставрация закончится только через два года - так, по крайней мере, пообещало руководство города и области. Но южная башня уже распахнула свои двери. Заглянем?

...Вообще, стоит отметить, Румянцевы только начинали строительство дворца. Дело продолжили князья Паскевичи. Но обо всем по порядку. Я сам удивился, но факт - гомельский дворец не просто памятник, это уникальный памятник! Помните знаменитый колонный зал Дворца съездов? Так вот, вся эта монументальность начиналась на берегах Сожа, где впервые в бывшей Российской империи был апробирован такой архитектурный стиль. Это после Гомеля колонные залы появились в Петербурге - в Таврическом дворце, а потом и в московском Дворянском собрании. Но наш зал пока еще на реставрации. Восстановленное же южное крыло - это, кажется, самая богатая часть дворца. После покупки Гомеля князем Иваном Паскевичем у Румянцевых здесь разместилась уникальная коллекция произведений искусства всех стран и народов. Как я уже заметил, малая часть собрания дошла до нас. Но кое-что все же уцелело. И, кстати, большинство сокровищ мы можем увидеть впервые после 1917 года. Все предыдущие десятилетия "золото князя" было сокрыто от людских глаз. И если стол Людовика XVI второй половины XVIII века, неповторимые подсвечники (среди них один - подарок императора Александра II!), картины с изображением самих князей Паскевичей, неповторимые часы конца XVIII века, мебель - это обязательные, даже, можно сказать, обычные вещи любого дворцового интерьера, то были здесь и другие "экспонаты".

Мало кому известно, но Паскевич был отнюдь не мирным созидателем и коллекционером. Все его богатства нажиты непосильным, но специфическим трудом. Завоеватель Кавказа (многое из добытого там и очутившегося впоследствии в городе над Сожем буквально снято с наложниц персидского шаха - в счет выкупа!), усмиритель декабристов, покоритель мятежной Польши в 1830 - 1831 гг. - перечень заслуг перед царем и отечеством достойный. Если учесть, что "польское" восстание касалось и земель нынешней Беларуси, то список приобретает даже трагический оттенок. А во дворце на парадном портрете Иван Паскевич, к тому времени уже имевший титул графа Эриванского, предстает на фоне пылающей Варшавы. За этот "огонек" он станет еще и князем Варшавским. Некоторые гомельские историки не понимают, за что же Паскевича так прославлять, как делает это созданная во дворце экспозиция: величественные портреты, батальные картины с "фронтов", мемориальные вещи - мундир графа, его сабли, ружья, копия его памятника в Варшаве и так далее?

Резонный вопрос. Для России он - герой. А для Беларуси? В Гомеле такого вопроса, по-видимому, не ставили. Но, как уверила меня сотрудница музея Анна Кузьмич, вовсе не было цели восславлять самодержавный строй. Дело в ином. Ведь Иван Паскевич после 1834 года, когда он стал хозяином Гомеля, превратил город в крупный культурный центр, достроил дворец, сделав его хранилищем древностей, - фактически заложил основу нынешнего городского музея. Это ли не самое важное? И если Гомель - это все же не маленький Петербург, тем не менее нетрудно заметить, что хотя бы черты архитектуры Версаля, Парижа и северной российской столицы здесь налицо. Этим гомельчане по праву гордятся. И этим восхищаются гости города. Сюда бы инвестиции, туристические маршруты - и потянутся люди.

Кстати, Паскевичи связаны с Беларусью не только через Гомель. Хотя сам граф Иван Паскевич вел свою родословную от украинских казаков, существует и здешняя ветвь его генеалогии. Будто происходит он из семейства Пашкевичей, на что указывает и его герб "Радван", принадлежавший этому роду. Мать же будущего графа родом из могилевских помещиков Карабановских, позднее ставших на "общерусский" манер Карабаньковыми. Так что "наш" или "не наш" Паскевич, душитель или просветитель - решайте сами. А может, и не надо на этот счет спорить - в тени дворцового парка и в интерьерах господской обители мысли стремятся далеко от земных проблем...

Кстати, о проблемах. Создать новую экспозицию, восстановить часть дворца было не так просто. Мало покрасить стены, позолотить капители колонн, застелить пол паркетом и расставить экспонаты. Скажем, где взять необходимые предметы для трех немалых залов, если почти вся многотысячная княжеская коллекция рассеяна? Примечательно, что многие вещи из дворца оказались у ... гомельчан. Представьте, шикарный диван первой половины XIX века долгое время украшал квартиру обычной (или не совсем?) гомельской семьи. Как он попал в "массы"? По словам музейщиков, такое могло случиться и во время революции, и в пору Отечественной войны. И если эта вещь вернулась благодаря чуду на законное место, то можно представить, сколько всего может находиться до сих пор, как говорят, "на руках у населения"! Ведь выносили из дворца во время безвременья и стулья, и кресла, и часы, и подсвечники - все движимое имущество, при том, что недвижимыми оставались только стены...

Но время собирать камни наконец пришло, да и камни почти собраны - пора их шлифовать. И на очереди не только дворец. Заботливых рук реставраторов ждут дворцовая часовня-усыпальница (ее первую из всех памятников отреставрировали в БССР после войны, но сейчас она вновь требует внимания), некоторые менее значимые, но от этого не утратившие ценность постройки имения Румянцевых и Паскевичей. Один из таких шедевров - церковь в Волотове.

Волотова - это деревня, которая почти слилась с городом. Если идти прямо от дворца вдоль Сожа, минуя нынешний микрорайон Мельников Луг, сразу попадаешь в местность, которая, кажется, мало изменилась еще с языческих времен. Кстати говоря, и возвышенность, на которой стоит волотовская церковь, очень напоминает древнее капище или городище. Здесь бы покопаться. Но мы только осмотримся.

Чем же ценна церковь в Волотове и вообще, как случилось, что сегодня от нее остались только стены (правда, по кладке видно - крепкие, сложенные на века)? На первый взгляд - обычный храм. Но не для Гомеля. По преданию, святыня была построена на волотовской возвышенности не случайно: будто Румянцевы специально выбрали это место на берегу Сожа, потому что на него открывалась прекрасная панорама из дворца. Но, к сожалению, в правдивости легенды убедиться лично мне не удалось. Хотя, возможно, все так, как гласит легенда. И действительно, стал бы архитектор Джон Кларк строить храм просто так, вдалеке от княжеского имения? Николай Румянцев, видимо, знал, что заказывал.

Но признаюсь честно, волотовская святыня больше нравится мне в руинах. Как представлю ее побеленной и покрашенной, так вся поэтичность и пропадает. Так что, любители романтики, спешите в Гомель - чтобы оказаться в позапрошлом веке, когда только строились эти стены: впечатление, будто зодчие пошли на обед и забыли вернуться к своему творению. Ну а вторая жизнь храма - не за горами: реставрация обещает начаться сразу после восстановления дворца, то есть после 2005 года. Главное, чтобы до этого времени не произошел обвал сожского берега.

Однако не только дворцовой и церковной стариной славен Гомель. Здесь есть сразу два (!) памятника Чайковскому, по одному - Пушкину, Богдану Хмельницкому (который в свою бытность в городе сжег его дотла), Тарасу Шевченко, Ленину... Благодарные горожане сравнительно недавно поставили памятник Николаю Румянцеву, но для восстановления исторической справедливости этого явно недостаточно. Гомель до сих пор представляется выпавшим из собственно белорусского контекста. Будто не дал он стране своих пророков. А ведь все совсем не так. Вообще, родом с Гомельщины очень много известных деятелей культуры, искусства, политики. Но все они покидали родной город, стремясь к иным Олимпам (вспомним хотя бы бывшего советского министра А.Громыко). Среди них - этнограф Евдоким Романов и деятель национального движения начала прошлого столетия Полута Бодунова. Люди, сделавшие немало для своей страны, и в той же степени, что и тот же А.Громыко, чей памятник украшает один из скверов города над Сожем, заслуживают внимания потомков. И будем надеяться, что исторической справедливости мы все же дождемся.

P.S. За ценные сведения и экскурсию по Гомельскому дворцово-парковому ансамблю автор благодарит сотрудников местного краеведческого музея - директора Константина Мищенко, заведующую отделом истории края досоветского периода Анну Кузьмич и старшего научного сотрудника Юрия Глушакова.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter