Эрик ван де Поель: «В Имоле я подарил Мике Хаккинену два очка»

С этим гонщиком мы познакомились в моторхоме команды «Рено» во время Гран-при Турции. Бельгиец Эрик ван де Поель хорошо известен в своей стране. Любители автоспорта с радостью пользуются случаем сфотографироваться с этим спортсменом, взять у него автограф.

С этим гонщиком мы познакомились в моторхоме команды «Рено» во время Гран-при Турции. Бельгиец Эрик ван де Поель хорошо известен в своей стране. Любители автоспорта с радостью пользуются случаем сфотографироваться с этим спортсменом, взять у него автограф. Ведь он один из немногих бельгийцев, кто гонялся в Формуле-1.

И пусть там он не завоевывал призов, не поднимался на подиум, но в глазах его соотечественников он вплотную прикоснулся к этому загадочному миру «королевских гонок». Кстати, именно ему принадлежит Эрик ван де Поель. фоторекорд 5-кратной победы в гонках на выживание «24 часа в Спа». Узнав, что я из Беларуси, Эрик с удовольствием согласился поговорить на темы автоспорта. Ведь Бельгию с ее 10-миллионным населением и территорией, сравнимой с Гомельской областью, вполне можно сопоставлять с Беларусью. Вот так и появилась идея этого интервью для «Знаменки».

 

– Эрик, свыше 70 спорткаров, 85 автодромов, 25 лет за рулем спортивных машин… Как обычно начинается карьера автогонщика?

– Моя любовь к гонкам началась в возрасте шести лет. Мой отец был тогда комиссаром трассы в Спа-Франкошам. И после Гран-при Формулы-1 он провез меня по трассе. Это произвело на меня очень сильное впечатление. С того самого времени я стал страстным поклонником автогонок. Хотя ездить начал достаточно поздно. В 18 лет мы втроем с друзьями скинулись и купили старенький автомобиль у… моего отца, чтобы воплотить в реалию мечты погоняться за рулем настоящего автомобиля.


– Это было гоночное авто?

– Нет, обычный легковой. В 1983 году, когда мне исполнилось 22 года, я закончил школу пилотирования во Франции и затем уже стал гоняться в Формуле-3. Я был достаточно взрослым, к тому времени уже многие мои сверстники имели за спиной опыт гонок побольше моего.

– Насколько ты чувствовал себя сильнее молодых за рулем?

– Для меня возраст не имел особого значения ни тогда, ни сейчас. У меня все тот же спортивный дух. Я всегда настраиваюсь на победу.

– Если говорить о спортивных автомобилях – когда ты сел впервые за руль болида?

– Чтобы найти спонсоров и деньги для этого недешевого спорта, мне пришлось поездить в сериях кузовных гонок. Поэтому нельзя сказать, что моя биография типична для нынешних пилотов формульной серии. В 1983 году я был ангажирован в команду «БМВ» Бельгии для чемпионата по туризму. Я был выбран журналистами среди прочих молодых пилотов, которым дали шанс участвовать в соревнованиях после первой ознакомительной гонки. Это потом уже нашлись деньги, чтобы пересесть в болид. Параллельно с «БМВ» участвовал в Формуле-3 чемпионата Бельгии и чемпионата Бенилюкс и стал там победителем. В 1987 году я был нанят на работу в «БМВ» в качестве инженера гоночной команды. И, можно сказать, с этого времени началась моя профессиональная карьера автогонщика. В 1989-м я нашел бельгийского спонсора, который пообещал найти мне место в Формуле-1.
И в 1991 году я попал в Формулу-1 с командой «Ламборгини». Я был вторым пилотом. Ведущим был Николя Ларини, которому в качестве партнера и выбирали кого-нибудь из молодых – это, конечно, условно, ведь мне было тогда уже 30 лет.

– Когда в первый раз удалось выйти на старт?

– Команда была дебютантом. Машина была плохонькая. Нам долгое время не удавалось пройти квалификационный барьер в 107 процентов. И лишь в Имоле я смог впервые квалифицироваться. Стартовал 21-м, к последнему кругу был уже пятым. Но за 350 метров до финиша на моей машине закончился бензин. Тогда Мика Хаккинен на своем «Лотусе» смог благодаря этому финишировать не шестым, а пятым, и каждый раз при встрече с ним мы шутливо вспоминаем, что это я подарил ему нежданные два очка.

– Два сезона в Формуле, три команды – и все они, не выдержав финансовой нагрузки, сошли с дистанции. Ты считаешь, тебе не повезло?

– В некотором роде да, но я счастлив, что гонялся в Формуле-1. Это ни с чем не сравнимые ощущения.

– Как сильно сегодня Формула-1 отличается от той, которую ты знал в качестве пилота?

– Машин стало меньше. В наше время в квалификации участвовало по 35 машин. Но в своей основе Формула-1 не сильно изменилась. Хотя от остального автоспорта «королевские гонки» существенно отличаются. Это особый мир. Мне нравится сторона, связанная с гонками, работой с инженерами. А вот мир политики, который вокруг этих гонок, мне менее интересен. За эти двадцать лет Формула-1 стала более закрытой. Раньше можно было представить, что твои друзья и родственники могли приходить в паддок. Это был настоящий праздник. Как, впрочем, до сих пор сохраняются традиции в автоспорте в США. А в Формуле-1 все иначе. В принципе, это именно то, что в свое время хотел построить Берни Экклстоун. И это ему сполна удалось… Закрытый, особый мир автоспорта. Но самое удивительное, что это работает великолепно. На уровне организации работы масс-медиа и освещения гонок в СМИ это невероятно успешный проект. И жалко лишь, что исчезла дружественная, веселая атмосфера праздника. Сейчас это больше работа.

– Ты всю жизнь посвятил гонкам или есть какая-то другая работа?

– Зачем? Это моя работа, это моя жизнь.

– Твоя семья тебя поддерживает в этом?

– Конечно. Потому что мне повезло встретить свою будущую жену раньше, чем я начал гоняться на спорткарах. Фактически она делала мою карьеру вместе со мной. У нас пятеро детей. И мне в этом году в сентябре будет пятьдесят, а я по-прежнему гоняюсь. Это моя профессия.

– А какое образование у жены?

– По диплому она адвокат.

– Она была твоим менеджером?

– Нет, она делала карьеру вместе со мной, это значит, что она всегда была рядом. Она всегда поддерживала меня.

– Ты женился в 28. Говорят, в 22 ты женишься, потому что любишь, а после 27 – потому что уважаешь свою избранницу.

– В моем случае было и то и другое одновременно. Потому, наверное, у нас пятеро детей и мы по-прежнему вместе.

– Адвокаты традиционно зарабатывают неплохо. А кто зарабатывает на жизнь в вашей семье?

– Моя жена не так долго работала адвокатом, как бы ей того хотелось. На это у нее просто не оставалось времени. Ведь моя работа требует полной погруженности и самоотдачи.

– Но вам все же удалось заработать на жизнь, купить домик в бельгийской деревушке и построить семейный очаг?

– Да… И именно поэтому я еще молод, чтобы думать о пенсии. Мне надо продолжать работать, гоняться, чтобы на зарплату продолжать каждый месяц платить кредиты по моему дому…

– Вернемся к гонкам. Как ты оцениваешь российского пилота Виталия Петрова?

– Когда в начале этого сезона меня спросили, кто из пилотов стал для меня открытием по результатам прошлого сезона, я сказал, что это Петров. Он показал весьма убедительный прогресс в течение сезона, а затем провел великолепную завершающую гонку, пилотируя впереди Алонсо больше половины дистанции. Мне нравится его некоторый флегматизм, его спокойный темперамент. И его манера пилотирования.

– Чего от него ожидать в этом году?

– Команда «Рено» построила неплохую машину, и я полагаю, что в этом году Петров сможет показать и результаты, и красивые гонки.

Владимир ВАСИЛЬЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter