Эпоха зверочеловека

Первые в мире козы с вживленной человеческой ДНК, дающие почти человеческое молоко, выведены в Беларуси

Первые в мире козы с вживленной человеческой ДНК, дающие почти человеческое молоко, выведены в Беларуси

Надо сказать, что эксперименты с генами человека – одна из самых интригующих тем для писателей, кинорежиссеров и сценаристов. Годами ученые мужи ломают головы, куда бы “встроить” наше ДНК. То в корову, то в овцу, то во фрукты, то в овощи. Зачем это нужно и означает ли это конец эры людей как биологического вида? 

Мысль не стоит на месте, дай ей только толчок – биороботы, биокибермозг… Главное не заиграться, чтобы сюжеты голливудских фильмов не стали печальной реальностью. Специалисты говорят, что пока мы находимся на начальном, достаточно безобидном этапе.

Время — деньги

Десять лет белорусские ученые упорно проводили одну за другой трансплантации человеческой ДНК. Более двухсот операций — все безуспешно. И вот наконец первый в мире трансгенный козленок появился у нас, в Беларуси. Можно сказать, это сравнимо с полетом Юрия Гагарина в космос. Но, как бывает в таких и во многих других случаях, у нас есть шанс, как выйти на передовые позиции, так и плестись в хвосте научного прогресса под гордым вымпелом “просто первооткрыватели”. Что мы выберем — вопрос далеко не праздный. Неповоротливость в выделении денежных средств, многочисленные бумажные проволочки — если и не наши “ноу-хау”, то, по крайней мере, крепко усвоенный опыт. А между тем мы уже “засветились” на мировой арене. Темой трансгенных коз заинтересовались китайцы, американцы и многие другие. Нам бы сейчас семимильными шагами вперед нестись, а то, к гадалке не ходи, обставят моментально. Но давайте обо всем по порядку. Казалось бы, какое нам дело до коз с человеческой ДНК?

— Ответ прост, — поясняет первый заместитель генерального директора РУП “НПЦ НАН Беларуси по животноводству” академик Иван Шейко. — Первое — выведенные нами животные дают молоко, которое содержит человеческий белок лактоферин. Выделенный в чистом виде, этот продукт стоит от полутора до двух тысяч долларов за грамм. Каждая коза сейчас дает до 5 граммов лактоферина с литра молока. Всего их в Беларуси около 70 особей. Второе — добавленный в любое молоко, даже коровье, или молочную смесь, лактоферин в разы повышает полезные свойства детского питания. Что очень важно в тех случаях, когда у матери нет молока либо по каким-то причинам невозможно грудное вскармливание. Фактически это концентрированный иммунитет, что означает пользу продукта и для взрослых. Есть данные, что на ранних стадиях лактоферин даже способен предотвратить развитие раковых опухолей. Третье — во всем мире выделение лактоферина из молока трансгенных животных (коров) ведется давно. Но, как ни странно, о козе никто не подумал. Между тем молоко козы наиболее приближено к человеческому, легче усваивается нашим организмом (тогда как белок коровьего молока подходит далеко не всем) и к тому же обладает рядом уникальных собственных свойств. Это не новость — издавна болезненных ребятишек именно козьим молоком и отпаивали. Четвертое — лактоферин можно использовать в качестве антисептика как альтернативу тяжелой химии. Замечено, что при обработке поверхностей он убивает даже очень живучую и опасную бактерию стафилококка, не говоря о других “гадостях”.

Пятый аргумент добавим от себя. Дело в том, что открытие влечет за собой огромные возможности развития других отраслей науки — от генетики до биологии. Возможно, даже наше законодательство нуждается в корректировке “под козье молоко”. Ведь в настоящий момент фермеры, которые занимаются выращиванием коз, в магазины сдать козье молоко просто не могут — по закону оно должно быть подвергнуто термической обработке. Но если коровье молока это только улучшает, то козье при нагревании свыше 50 градусов теряет почти все свои уникальные свойства. Получается, целая отрасль, которая могла бы приносить прибыль, находится в простое.

Итого пять аргументов за, и всего один против — денежные средства. В настоящий момент заканчивается совместная программа Союзного государства “БелРосТрансген-2”, планируется работать над программой “БелРосТрансфарм”. По словам академика Ивана Шейко, участие в совместных программах дает очень многое, и это просто здорово, что они существуют и что работу собираются продолжать. Но экспериментальное стадо коз в Беларуси планируется увеличить до 500 особей, выделение ценного продукта — до 5—7 килограммов в сутки (с нынешних 8—15 граммов). Нужна установка для промышленного выделения лактоферина. Поскольку ранее никто этими вопросами не занимался, техники нет. Россияне (а группа ученых по данной тематике работает еще и в Москве) для себя закупили аппарат за границей. Причем его пришлось собирать по особым чертежам. У нас пока с этим проблема. А время идет, и часы, что называется, тикают не в нашу пользу. Сам Иван Павлович по натуре большой оптимист. Он уверен — аппарат так или иначе у нас будет. В крайнем случае, белорусские ученые согласны применить знаменитую на весь мир славянскую “соображалку” и разработать его сами. Несомненно, те, кто смог преодолеть и скепсис коллег, и более чем скромное на первоначальных этапах финансирование, добьются своего. Но почему умные люди все время должны биться лбом о стену вместо того, чтобы заниматься своей и нужной для родины работой? Не хотелось бы, чтобы через некоторое время мы начали закупать лекарства, сделанные на основе лактоферина, за рубежом!

Русалка, Змей Горыныч и Емелина щука...
Если разобраться, настоящие химеры были “известны” нашим предкам давно. Самый обширный список химер дает нам Древняя Греция — кентавры (гибрид человека и лошади), горгоны (полуженщины-полузмеи), гарпии (женщины с крыльями, нижней частью туловища и лапами грифа) и многие другие, включая известного Минотавра.  Древний Египет представлен загадочным Сфинксом (помесью женщины, львицы и орлицы с исключительно высоким интеллектом). Высшие боги Египта, как правило, имели черты и людей, и животных. Например, Анубис — человек с головой шакала, Гор — человек с головой сокола. Кстати, с точки зрения генной инженерии известный нам Буратино — не кто иной, как типичный антропоморфный дендромутант. Так сказать, продукт соединения ДНК человека с генами хвойного дерева. Не менее интересны и представители славянской мифологии. Взять, к примеру, Змея Горыныча, который соединяет в себе сразу три ДНК — динозавра (ящера), летучей мыши (кожистые крылья) и, судя по всему, человека, поскольку Горыныч разговаривает и даже обладает уникальным сварливым и вспыльчивым характером. Русалки — помесь женщины и рыбы. Одним словом, жуть. Может, на людях природа вообще “отдыхает”?

Человек-овца

Или овца, как человек... Смотря кому какая формулировка нравится. Говорят, это животное уже мол выведено в Великобритании, как и знаменитая овечка Долли. Только Долли была клоном овцы, а вот Хип — сокращение от английского human-sheep, что в переводе означает “человекоовца”, — на 15 процентов уже человек. Правда, никто овцу в глаза не видел. Секретные разработки? Впрочем, если разобраться, то, по сути, речь идет ни много ни мало, а о воссоздании мифических химер — полулюдей, полуживотных. Как говорится, оживший кошмар человечества. Раньше такие мысли приходили в голову исключительно фантастам (возьмем, к примеру, сценарий фильма “Остров доктора Моро”). Но после появления на свет овечки Долли и экспериментов на человеческих эмбрионах мировое сообщество всерьез заволновалось. Опыты вдруг “запахли” не очень хорошо с этической точки зрения. Появилось даже такое понятие, как биоэтика. В частности, исследования в области генной инженерии уже сейчас поднимают ряд серьезных моральных проблем. “Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека”, — гласит Конвенция о правах человека и биомедицине Совета Европы. Сегодня самое безобидное направление — это отрасль медицины под названием “генотерапия”. В ее основе лежат принципы создания ГМО, но в качестве объекта модификации выступает геном соматических клеток человека. В настоящее время генотерапия — один из главных методов лечения некоторых заболеваний. Ее даже предлагают использовать для замедления процессов старения. В этом свете эксперименты белорусских ученых представляют собой верх политкорректности. Упомянутым выше козам препарат ДНК человека вживлялся в ткань рогов, и в итоге получились просто животные, дающие уникальное молоко. Конечно, ни интеллектом человека, никакими другими его качествами белорусские козы не обладают.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter