Епископ-огонь

Утверждение классика, что красота спасет мир, известно, пожалуй, всем.
Утверждение классика, что красота спасет мир, известно, пожалуй, всем. Но многие ли готовы согласиться с ним? Скорее всего, скептиков окажется подавляющее большинство. Однако глава Витебской католической епархии ксендз-бискуп Владислав Блин к ним не относится. Он убежден также, что в спасении мира обязательно должна участвовать любовь, причем в самом широком ее понимании - от любви к Богу до любви к хрупкому цветочку, высаженному заботливыми руками человека у порога своего дома.

Встретиться с отцом Владиславом мне довелось в селе Мосар Глубокского района, где во владениях настоятеля местного костела ксендза-прелата Йозаса Булько проходил традиционный ежемесячный сбор Витебской католической курии. Кстати, и ксендз Булько среди окрестных прихожан личность популярная - в первую очередь потому, что везде, где бы ни работал, его энтузиазмом и стараниями вокруг храмов возникали настоящие цветущие оазисы, радующие глаз и душу своей красотой. Вот и в Мосаре раскинулся целый парк, а в нем не только пышные цветочные клумбы, но самый настоящий пруд с розовыми водяными кувшинками и ажурным мостиком над всей этой роскошью.

В начале беседы с отцом Владиславом я не смогла сдержать своего восхищения. Однако мой уважаемый собеседник, в свою очередь, удивился этим эмоциям

: - Ну как же? Красота в окружении помогает найти следы Господа! Хотя, конечно, соглашусь: многое сегодня нужно восстанавливать, что весьма сложно. Однако сделать это необходимо - во имя нас самих.

Костелы в Беларуси всегда являлись не только духовными, но и культурными центрами. Достаточно вспомнить органную музыку, которая уже не один век вызывает у людей возвышенную радость. Слава Богу, вернулись времена, когда все могут свободно прийти в храм, подышать его воздухом, по-доброму подумать не только о насущном - хлебе, одежде, но и о душе - а это и есть главное. Поверьте, когда душа спокойна, уходят все беды. Церковь, Бог несут только пользу - для отдельного человека, целого народа, для страны. Так должно быть, и так есть.

- Когда речь идет о белорусском католицизме в плане историко-культурной традиции, информации много и она достаточно разнообразна. Но современная деятельность Римско-католической церкви в нашей стране известна куда меньше...

- Вы правы. Я бы даже сказал, люди не знают католицизма. Многим он видится чем-то чужеродным, привнесенным. Но ведь сохранились памятники: например, Камайскому костелу 400 лет! Как можно говорить об отсутствии традиций? С другой стороны, многие по-прежнему просто боятся зайти в костел... Мне выпало восстанавливать костел в Могилеве, и я видел: сначала люди подходили на один шаг ближе, потом на два шага, на три...

- Это недавняя история?

- 1989 - 1990-х годов. Кстати, тамошнему кафедральному собору уже 300 лет, так что говорить о "пришествии" неких "сектантов" не приходится... Последнее время в нем размещался архив. Но я сказал: этот храм должен стать центром культуры, в нем будет звучать органная музыка. Пришло время, и мы восстановили все фрески, оживили старинный храм, превратили его в большой культурный центр, где проходит фестиваль "Магутны Божа". Организуем его совместно с городом и нашими братьями-православными.

Я всегда привожу простой пример: девушка встречает парня, они влюбляются друг в друга и хотят быть вместе - им хорошо, они не смотрят, кто какого вероисповедания. Мы же - и католическая, и православная церковь - должны помочь человеку обрести счастье. Люди хотят объединиться, и не нужно им мешать. Но гордость человека поделила Христа. Это обидно... Знаете, кто не хочет делить, тот не делит. У меня много друзей по всему миру, и со всеми я веду себя одинаково. Мой дед был католиком, а его два брата - православные. Когда один умирал, иконку просил положить в гроб "от Владислава". И это ничуть никому не мешало.

Не очень давно я присутствовал на замечательном собрании - Экуменической неделе в Германии, куда съехались посланцы 89 стран, представители множества конфессий. Свои сегодняшние проблемы люди сумеют разрешить только сообща.

- И все же: как чувствует себя Католическая церковь в современном мире?

- Костел всегда вписывается в то время, в котором живет. Меняется внешний облик окружающей среды, самого человека, но натура, само его существо остается таким же, как и 2000 лет назад: он хочет любви.

- Скажите, а вы лично работаете с компьютером?

- Да, пользуюсь Интернетом. Мне по-прежнему приятно взять в руки книгу, но, должен признать, компьютер наступает. К сожалению, пока мы не можем обеспечить всю епархию современными средствами коммуникации, хотя есть люди, которые помогают в этом деле.

Отдаю должное и телевидению - оно делает людей узнаваемыми. Но у меня телевизора нет и никогда не было.

Мы поддерживаем тесные контакты с коллегами из разных стран мира, многому учимся у них. Вот и недавно направили за границу изучать каноническое право одного из молодых ксендзов. Все это, надеюсь, поможет нам вести дела на действительно современном уровне.

- В своих проповедях вы много говорите о любви. Что значит для вас это понятие?

- Да, у меня нет ни одной темы, чтобы там не вспоминалось о любви. Мир слишком жесток и сложен. Без любви мы уничтожим его. Любовь же все спасет. Но перед этим, конечно, должна быть крепкая вера. Вера - подарок, мы его принимаем. А еще нам нужна надежда. Вера, надежда, любовь - три дара Божьих. Это то, что и сегодня дает своим прихожанам костел. Вообще, принцип церкви, принцип Христа - любовь. Когда она есть, мы не ругаемся, не обижаемся. Если мы любим, то прощаем все, ищем общий язык. А кроме того, в своих проповедях я повторяю: никогда нельзя сдаваться. Сделай все, что возможно, в любой самой сложной ситуации. Многие думают, будто Бог - это этакий Дед Мороз. Нет! Просто исполняй Божью волю, потом поймешь, что так и надо было.

...На мой взгляд, ксендз-бискуп Владислав Блин, говоря современным языком, личность харизматичная: располагает к себе собеседника, очень энергичен, общителен, дружелюбен. Недаром витебского пастыря приглашают выступать с проповедями и за пределами нашей страны. Отец Владислав никому не отказывает, успевает все: и освятить каплицу в скромном белорусском поселке Оболь, и провести имшу в старинном европейском храме... Причем везде общение с паствой не заканчивается последними словами молитвы - многие хотят пообщаться и после службы: задать волнующий вопрос, получить добрый совет... Пастырь всегда готов выслушать и помочь. Недаром в одной из французских газет белорусского священника назвали "епископ-огонь". Огонь не испепеляющий, а согревающий душу и освещающий разум.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter