Ангажированные европейские политики хаотичными эмоциональными заявлениями загнали себя в угол

Эпидемия глупости?

У старушки Европы, видимо, прогрессирует деменция. Решение о введении санкций против Беларуси принято с подчеркнутым единодушием членов «европейской семьи». Искренне удивляет, что на всех этапах его обсуждения среди представителей почти трех десятков стран не нашлось того, кто смог бы здраво оценить деструктивные последствия усиления давления на Беларусь.

Кажется, не нужно никакого кино, чтобы сказать, что Европа все больше и больше погружается в перевернутую реальность. Сегодня в Каннах начинается 74-й по счету знаменитый кинофестиваль, а на набережной Круазетт накануне разместили вот такие постеры форума с изображенным на них председателем жюри кинорежиссером Спайком Ли. Чьими глазами и как нам предлагают смотреть на происходящее вокруг? Фото Рейтер.

После холодной войны, которую ­СССР проиграл, западные спецслужбы, видимо, расслабились и напрочь потеряли нюх в том, чтобы хотя бы на пару шагов просчитать действия оппонентов. Белорусские, российские, украинские политологи, да и отдельные их коллеги в Литве, Польше, Германии, вполне определенно подсказывали, диктовали сценарии. Если бы всевозможные атташе, советники и консультанты посольств последовали примеру своих предшественников, черпавших львиную долю «разведывательной» информации из советской периодики, и покопались в «Живых журналах», телеграм-каналах, интервью Шпаковского, Дзерманта, Савиных, Гигина, Ярмолинского и других, то могли бы предугадать реакцию Беларуси. Она вряд ли обрадует европейских «ястребов».

Наконец, внимательно бы послушали, о чем говорил Президент Беларуси на VI Всебелорусском народном собрании, в обращении к парламентариям после «инцидента» с ирландским самолетом, в Бресте и Гродно, накануне на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости.
Основной посыл, считаю, в том, что никакая сила не способна сломить белорусский народ, при этом мы не закрыты для равноправного диалога и сотрудничества.
Однако ангажированные европейские политики хаотичными эмоциональными заявлениями, лишенными объективных оснований, загнали себя в угол — вести диалог с «нелегитимной» властью им стало не с руки… Конечно, они будут рассказывать, что действуют в интересах белорусского народа. Но, господа евробюрократы, в Беларуси живут думающие и хорошо образованные люди. Они прекрасно понимают мотивы «благодетелей» и могут здраво оценить последствия санкционного давления. Даже если не все из них являются идейными поклонниками действующего Главы государства.

Белорусская экономика, безусловно, понесет урон от введенных незаконных санкций. Она объективно завязана на внешние связи и чувствительна к их разрыву. Но в течение короткого времени они будут замещены. Мир вновь стал многополярным не только в политике, но и в экономике — свято место пусто не бывает. При необходимости национальное хозяйство может перейти на режим мобилизационного управления, который неоднократно задействовался, в том числе во время пандемии коронавируса…

Евробюрократы до последнего скрывали, куда конкретно направят свой удар по нашей экономике, приуроченный к дате начала Великой Отечественной войны. Действовали по лекалу фашистских штабистов, замысливших в 1941-м свой блицкриг.

Однако введенные против нашей страны меры обоюдоостры. Они в очередной раз подтверждают хроническую ненадежность Старого Света. И устойчивую забывчивость.

Историю нужно знать. Извлекать уроки из нее. Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в своей покаянной речи, приуроченной к 80-летию начала Великой Отечественной войны, убедительно призывал к этому. Ужасающие преступления были развязаны немцами — как думалось, «самой культурной нацией Европы». Из его уст слово «Беларусь» звучало достаточно часто. Был и Малый Тростенец (правда, число жертв расположенного близ этой деревни лагеря смерти им почему-то кратно занижено), и лагеря для военнопленных в Дроздах и Масюковщине, Хатынь. И снова, говоря, что убили всех жителей деревни и сровняли ее с землей, Штайнмайер почему-то умалчивает, как убили. Видимо, бережет ранимые души новых поколений европейцев.

Хотя и сказанное немало обнажает ужасы войны, взывает к памяти и ответственности. Нельзя не задуматься, почему немецкий солдат Пауль Хон сожалел, что не принимает участия в казни евреев в белорусском Березино, о чем он написал в своем дневнике.

Причиной того, что это возможно, по оценке президента Германии, стало расчеловечивание людей. Так происходит всегда, когда нужно оправдать агрессию, преследующую захват территорий и ресурсов, эксплуатацию человека человеком. Будь то уничтожение коренного населения Америки, рабство, крепостничество или, из более современного, проведение медицинских опытов на живых людях «врачами» известного японского отряда 731 в Китае (расчеловеченных людей называли «бревнами») и известным доктором Менгеле и его последователями (одним из живых памятников жертвам бесчеловечных опытов стала и белоруска Зинаида Лишакова, которая выжила и смогла рассказать о нелюдях, мнивших себя цивилизованными европейцами).

Считаю, что, несмотря на предостережение, расчеловечивание белорусов уже начато. Наши базовые права, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, не признаются. Наши голоса игнорируются. Наши государственные институты называются нелегитимными. Правосубъектность подвергается сомнению. Экономика — «нерыночная», белорусская земля — территория зарубежных «национальных интересов», Восточные Кресы. Нас уже не стесняются обрекать на обнищание. Новые генеральный план «Ост» и «План голода»?

Коллективный Запад встал на кривую дорожку, по которой проходил не раз. Параллели налицо.
Искренне назвать удушение предприятий, которые обеспечивают благосостояние десятков тысяч белорусов, «решительным сигналом поддержки народу Беларуси» (так сказал глава Евросовета Шарль Мишель), можно только человеку с искаженным, болезненным восприятием реальности. 
Двурушничество настолько глубоко укоренилось, что оно, возможно, уже в генетическом коде европейских функционеров. Восемьдесят лет назад на нашей земле их руками «спасалась мировая цивилизация от смертельной опасности большевизма и еврейства». Так наспасались, что уничтожили треть населения, не щадя женщин и детей. Теперь Беларусь «избавляют» от некоего «режима». Изменились методы, но не суть. Хотя почему изменились? На ­Президента ведь покушение готовилось, на Григория Азаренка совершено, а «отряды самообороны» ждали часа икс.

За прошлое уже/еще стыдно, а когда проснется совесть из-за настоящего? Снова лет через 50?
Евробюрократов не смущает, что навязчивое желание всех обратить в свою веру, привить «европейские ценности» не соответствует ими же декларируемым принципам. 
Хотя повеселиться любим и приглашаем присоединиться. «Славянский базар», «Купалье» в Александрии, Viva Braslav — мероприятия ближайших дней. В Беларуси гораздо спокойнее и безопаснее, чем в Берлине, Киеве, Вильнюсе и Варшаве. Короткий период «смуты» не мог продлиться долго. Не благодаря «репрессиям», как кто-то пытается представить, а потому что народ не поддержал креативную группу новоявленных заговорщиков.
Да и белорусская власть не из того теста, чтобы идти на поводу у лиц, поставивших себя вне закона. Этому тоже научила история. Плохо кончали не только политики, спасовавшие перед уличным давлением, но и государства, которые они возглавляли. Безвременье часто сопровождалось междоусобицей, разгулом анархии и преступности, человеческими жертвами.
Самый яркий пример — распад Советского Союза, афтершоки от которого унесли сотни тысяч жизней (в результате вооруженных конфликтов различной природы, по оценкам исследователей, погибло около 600 тысяч человек). Демографические потери населения за первое постсоветское десятилетие оцениваются в 5 миллионов человек. Крах ­СССР стал возможен вследствие не только и не столько неконкурентоспособности советской политической и экономической системы (Китай, сохранив коммунистическую идеологию и модернизировав плановую экономику, смог стать экономикой номер один), сколько из-за слабости, непоследовательности, аморфности и малодушия руководства страны, стремившегося понравиться западным политикам и заигрывавшего с поднявшими голову сепаратистами и националистами.

Поэтому принципиальное отношение к гражданам, нарушившим закон, которое политэмигранты и их защитники в выгодном им свете называют «репрессиями», — это единственно верный способ сохранить стабильность государства и благополучие народа. Известно также, что милость к преступникам — жестокость по отношению к их жертвам. И требование милосердия не может сопровождаться жестокостью. Источник прощения — раскаяние.

Европе, радеющей за бойцов передового отряда «революционеров», к организации которого она прямо причастна, следовало бы принести извинения за вмешательство во внутренние дела суверенного государства, дать гарантии достойного поведения на будущее. Это было бы гораздо действеннее и разумнее, чем санкционное давление. Если, конечно, евробюрократов заботит «демократизация», в чем есть сомнения…

Валерий ­БЕЛЬСКИЙ, помощник Президента Республики Беларусь, доктор экономических наук.

belta.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter