На «Линии Сталина» презентовали легендарную советскую машину -- танк КВ-1, посвященный 75-летию подвига Зиновия Колобанова

Эпатаж Машины Боевой

На «Линии Сталина» презентовали легендарную советскую машину - танк КВ-1, посвященный 75-летию подвига Зиновия Колобанова
Одну из самых ярких советских бронемашин — танк КВ-1 — презентовали в историко-культурном комплексе «Линия Сталина» в день 75-летия подвига танкиста-аса Зиновия Колобанова. Именно на таком танке в августе 1941 года Колобанов и его экипаж совершили свой подвиг: в пятидесяти километрах от Ленинграда они разбили в пух и прах двадцать два немецких танка! Всего в тот день все пять танков под командованием Зиновия Колобанова сожгли 43 вражеские бронемашины. Недавно в наших болотах нашли фрагмент танка КВ. И какой! Корреспондент «Р» увидела первый «бой» уже восстановленного до ходового состояния КВ и узнала, в чем его уникальность не только для нас, но и для стран СНГ.


Информация о том, что в торфяных болотах Сенненского района лежит уникальная машина времен войны, поступила осенью прошлого года. Старожилы рассказали поисковикам благотворительного фонда «Память Афгана», что приключилось с солдатами и их техникой, участвовавшими в боях в районе Лепеля — Сенно, защищавшими Витебск от наступления немецких войск. Когда же специалисты, благодаря архивам и местным жителям, нашли те самые болота, откуда с глубины в 3,5 метра достали фрагменты легендарного КВ, они поняли: перед ними действительно редкая машина. Тогда же зародилась идея восстановления танка до ходового состояния. За дело взялись мастера-реставраторы ИКК «Линия Сталина» Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и два его сына Алексей и Максим. «Когда достали КВ, увидели, что башня не вращается. Необходим был погон. Его сняли с танка Т-34-85. Диаметр 85-ки был больше, чем у КВ, поэтому нам пришлось его обрезать и уменьшать, — рассказывает Владимир Якушев, который первым проехал на восстановленном танке. — Это было самым сложным. Деталями помогали и бронетанковое управление Министерства обороны, и БЖД, которая передала нам тягач пожарно-восстановительного поезда. Так из корпуса самоходки мы сделали танк: все срезали и по-новому наваривали».

Пока шла работа над КВ, через архивы специалисты узнали, как этот танк оказался на территории Беларуси. Организатор подъема директор по развитию ИКК «Линия Сталина» Михаил Метла рассказал: «Он был выпущен в 1940-е годы и передан во второе Саратовское танкотехническое училище, где после формирования роты его направили в Забайкальскую область. Уже оттуда он попал в Сенно. Все тогда делалось второпях, поэтому листков закрепления мы не нашли. Как и не удалось установить имена членов экипажа. По легенде местных жителей, экипаж расстреляли. Тогда был авианалет, четыре танка КВ-1 спрятали в леса, где они застряли в болотах. Решено было их взорвать, а самим отправиться пешком. Пройдя 11 километров, экипаж попал в засаду».

Найденная малая башня и установленная на ней редкая пушка Л-11, которых всего выпустили около 700, есть лишь у нас. К тому же этот восстановленный танк — единственный представитель своего рода на ходу. И вот сейчас, в день подвига Колобанова, восстановленный танк смог поучаствовать в импровизированном бою. Андрей Колобанов — внук танкиста Зиновия Колобанова, его жена и дети, Екатерина и Клементий, также приехали в день презентации КВ, посвященной подвигу их смелого родственника. «Мне приятно, что танк КВ, который сам по себе редок, так как был снят с вооружения после окончания войны, нашли в Беларуси, — сказал Андрей Колобанов. — Даже на месте боя под Ленинградом на постаменте стоит не КВ, а ИС».


…Презентация началась, и все внимание устремлено на «поле боя». КВ-1, на котором красуются имена членов экипажа и 22 звезды, а именно столько танков экипаж Зиновия Колобанова уничтожил всего за полчаса, отправляется. Роль механика-водителя взял на себя реконструктор Владимир Якушев, сыновья — стрелок и наводчик, Александр Микалуцкий — заряжающий. Уже после представления Владимир Якушев говорит: «Машина — зверь. Она легка в управлении, свободно поднимается, башня отлично вращается. Все, что планировали, мы сделали».

Бывший министр обороны Юрий Жадобин в день 75-летия подвига Колобанова отметил: «Этот танк — гений конструктора. Только на машине Колобанова после боя было 156 отметин от попадания вражеских танков: заклинило башню, разбило прицел и панораму, но танк смог воевать! Все это труд инженеров, техников, рабочих, которые собирали его. 1941-й — самый трудный год войны, про который мы мало знаем. Может быть, историки еще найдут похожие подвиги в ВОВ, но чтобы одна рота уничтожила батальон противника — о таком мы пока не знаем».

Теперь этот танк включен в экспозицию «Линии Сталина». Снова увидеть его в действии можно будет 10—11 сентября во время празднования Дня танкиста.

alinakasel@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter