Энтузиаст в Крупском районе ищет и находит сведения о погибших летчиках

На территории Крупского района в годы войны потерпели крушение около 12 самолетов советской армии. В основном это случилось в 1941 и 1944 годах, во время наступления немцев, а затем освободительной операции «Багратион». Но далеко не всегда известны не только имена летчиков, но даже модели их самолетов. Уроженец деревни Денисовичи Анатолий Радченко, выйдя на пенсию, купил дом на малой родине и в качестве краеведа-энтузиаста взялся восстанавливать их имена. Анатолию Ивановичу удалось восстановить цепочку и имена как минимум двух.

25 июня 1944 года неподалеку от деревни Денисовичи упал сбитый самолет. Его модель краеведу точно известна не была. Однако самолетом заинтересовались даже в России. Во время войны в Казани выпускали легендарный Пе-2, их произвели более 11 тысяч. Однако до нашего времени ни один не сохранился. Версия не подтвердилась.

Расспрашивали местных жителей. Была зацепка. Когда самолет падал, одному из членов экипажа удалось катапультироваться с парашютом. Нашли его на дереве мертвым, видимо, погиб от потери крови. Однако на груди уцелело письмо и фотография девушки, возможно, жены. Адрес: «Москва, Тверская 17». Пытались найти следы адресата, но ниточка ни к чему не привела.

Однако помощь пришла от местных краеведов Михаила Бараули и Василия Лопатина. В Крупском военкомате нашлись документы о падении самолета Бостон А-20 под управлением капитана Бабкина. Так удалось сопоставить данные о летчиках и место падения. Экипаж бомбардировщика – летчик, штурман и два стрелка. Благодаря этому удалось точно узнать, кто они и откуда, а также увековечить имена на памятники возле школы в Денисовичах. Иван Филиппович Бабкин – заместитель командира авиаэскадрильи, командир корабля, гвардии капитан, уроженец Воронежской области. Петр Тетерин – штурман, выходец из Пермской области, воздушный стрелок-радист Михаил Летошних из Курской области (именно у него было фото девушки), Вадим Дзенис, воздушный стрелок из Ленинграда.

 Почему поиски так непросты? Бомбардировщик дальней авиации ДБ-3Ф мог вылететь с аэродрома в тысячах километрах от места падения, – поясняет краевед. – Без номера двигателя идентифицировать экипаж тяжело.

Еще одно место падения, которое недавно изучал Анатолий Радченко вместе с экспертами, находится возле деревень Майск и Лебедево.

– Раньше мы предполагали, что в этом месте погиб Герой Советского Союза Андрей Иванович Попов, – рассказал Анатолий Радченко. – Узнали, что место гибели родственника ищет внучатый племянник летчика, побывали здесь с ним. Рассказали, как проводились раскопки. Было известно, что 23 июня 1944 года Попов на истребителе Як-9 вылетел в составе группы на разведку и блокировку аэродромов противника – Докудово, Крупки, Ломское и с боевого задания не вернулся. В учетных документах он числился пропавшим без вести…

Однако позже оказалось, что самолет Попова упал в 1944-м под Оршей, возле деревни Орешки.

 Местный охотник нашел крупные детали его самолета: фюзеляж, кресло летчика, пулемет, – продолжает рассказ краевед. – Обломки техники перевезли в Минск, их изучили и нашли номера. По ним и определили, что самолет принадлежал Попову.

У самого исследователя хранится уникальный артефакт – обломок того самого самолета, который вынес на свет корень выросшего дерева. Металл врос в его живую ткань. А где именно похоронен герой, неизвестно до сих пор. Анатолий Радченко побеспокоился и о том, чтобы установить табличку о месте падения и в Оршанском районе.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter