Эннио Морриконе: “Если бы предложили написать песню о Беларуси, задумался бы”

Выдающийся итальянский композитор, автор песен к фильмам “Куда приводят мечты”, “Призрак оперы”, “Неприкасаемые” и другим — о нашей стране, работе с режиссерами, режиме дня и современных музыкантах

Выдающийся итальянский композитор, автор песен к фильмам “Куда приводят мечты”, “Призрак оперы”, “Неприкасаемые” и другим — о нашей стране, работе с режиссерами, режиме дня и современных музыкантах

Заметили, что в последнее время белорусские афиши пестрят иностранными именами? Да какими именами! Звезды мировой величины с радостью выступают в Беларуси, отмечая привлекательность наших городов, гостеприимность белорусов и их живой интерес к искусству. Это, безусловно, свидетельство того, что Беларусь находится в самом центре событий мира кино, музыки, театра. Нам интересно то, что происходит у близких и далеких соседей, так же как и им интересны мы. Подтверждение того — прошедший на прошлой неделе фестиваль “Лістапад”, собравший в этом году картины из 36 стран мира. Очередным долгожданным событием стал приезд итальянского композитора, аранжировщика и дирижера Эннио Морриконе.

 Итальянец за свою многолетнюю творческую карьеру (в воскресенье маэстро исполнилось восемьдесят пять) написал музыку почти к 400 фильмам! Но, что интересно, композиции Морриконе давно вышли за рамки экрана и живут полноценной самостоятельной жизнью. Вспомнить хотя бы саундтреки к таким фильмам, как “Куда приводят мечты”, “Призрак оперы”, “Однажды на Диком Западе”, “Легенда о пианисте”, “Неприкасаемые”, “Спрут” и другие. Маэстро работал с Квентином Тарантино, Майком Николсом, Оливером Стоуном, Романом Полански и другими режиссерами. В белорусскую столицу композитор приезжал с программой “Лучшее за всю жизнь!”. В грандиозном концерте, который прошел на сцене “Минск-Арены”, приняли участие около двухсот артистов, в том числе музыканты Президентского оркестра Беларуси и Государственного академического хора Белтелерадиокомпании. Накануне концерта Эннио Морриконе пообщался с белорусскими журналистами.

— Маэстро, вы написали композиции к нескольким сотням фильмов. Сколько времени ежедневно уделяете написанию музыки? Как рано вам приходится вставать, чтобы все успеть?

— Просыпаюсь очень рано. Поскольку веду сидячий образ жизни, вначале делаю  утреннюю гимнастику, прохаживаюсь по дому — шестьдесят метров по кругу. Затем выхожу на улицу, покупаю  газеты, читаю и начинаю работать. В 8.30—9.00 уже весь в творчестве. И могу заниматься музыкой на протяжении всего дня.

— Если бы вам предложили написать композицию о Беларуси, какой она была бы?

— Поскольку практически не знаком со страной, даже представления не имею, какой бы она могла быть. Но если бы дали такое задание, задумался бы и что-то наверняка написал бы.

— Многие музыканты, которые исполняют ваши произведения, говорят о вашей чрезмерной требовательности к их работе. Откуда у вас такая черта?

— Я в первую очередь требователен к себе. Когда композитор пишет музыку, он четко представляет тот образ, который хочет создать. И нужно этот образ донести до зрителя. Получается сложный процесс: мозг композитора, потом бумага, после чего то, что на бумаге, передается инструментам и поступает зрителям. Поскольку требователен к себе, требователен и к музыкантам, которые исполняют произведения. Это художник написал картину — и мы тут же видим результат. Идея же композитора проходит через инструменты, оркестр — это гораздо сложнее.

— Ваши дети выбрали разные профессии. Как вы к этому относитесь? Хотелось ли вам, чтобы они пошли по вашим стезям?

— Один из сыновей, Андреа, тоже композитор и дирижер. Но, когда он только начинал карьеру, я пытался отговорить его. Это непростая профессия. Нужно много лет учиться. В результате многие становятся хорошими музыкантами, но мало кто становится хорошим композитором. У Андреа нет стабильной работы, он лишь иногда выполняет заказы. Еще один сын — Джованни — режиссер, ранее он занимался съемками документальных кинолент. Правда, сейчас он не работает, но мне бы хотелось, чтобы сын вернулся в кино, так как первые его работы были достаточно хороши. Дочь Алессандра окончила медицинский университет, но сейчас тоже не работает, потому что она мама, сидит с детьми. Старший сын Марко — сотрудник общества по авторскому праву. Так что из четверых моих детей работает только один. Но для Италии это нормально — в стране сейчас работает всего лишь около тридцати процентов молодых людей.

— Кроме музыки что вы еще любите, чем увлекатесь?

— В моей жизни есть маленькие радости, вроде футбола или шахмат. Но все-таки главная моя страсть — это музыка. И пишу я не только для кино, но и для себя. Кроме того как писать музыку, я и делать-то больше ничего не умею.

— Какую музыку вы слушаете? Есть ли у вас кумиры среди классиков?

— Есть композиторы, которыми искренне восхищаюсь. В их числе Мусоргский, Римский-Корсаков, Стравинский. Эти авторы сделали для мировой музыкальной культуры очень многое, и в своей работе я опираюсь на их опыт, но никогда не пытаюсь кому-то подражать.

Эннио Морриконе — лауреат многочисленных премий и  конкурсов. Среди его наград восемь кинопремий “Серебряная лента”, пять премий BAFTA, пять номинаций на “Оскар”, семь кинопремий Италии “Давид Ди Донателло”, три “Золотых Глобуса”, премия “Грэмми” и премия European Film Award, “Золотой лев” Венецианского фестиваля и многое другое. В ближайшее время Эннио Морриконе добавит еще один трофей к своей богатой коллекции: он стал победителем на премии European Film Award в номинации “Лучший композитор” за работу в фильме Джузеппе Торнаторе “Лучшее предложение”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter